Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Дипломная работа: Реформирование системы пенсионного страхования РФ: опыт, проблемы, перспективы (63 стр.)

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА И РАЗВИТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ
1.4. МИРОВОЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
2.2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ
2.3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
2.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Пенсионное обеспечение имеет большое значение в жизни каждого человека. Именно система пенсионного обеспечения защищает граждан страны от финансово-материальных проблем при наступлении пенсионного возраста, либо по другим причинам, повлекшим утрату трудоспособности. Финансовая стабильность населения во многом зависит от пенсионной системы в стране. В системе пенсионного обеспечения пенсионное страхование, безусловно, является наиважнейшей областью социальной политики, потому что лично касается основной части населения страны.
В Российской Федерации действует смешанная система пенсионного страхования, то есть часть отчислений граждане или компании вносят в государственный пенсионный фонд страны. На сегодняшний день система пенсионного страхования обременяет экономическую систему государства, а также замедляет развитие улучшения качества жизни населения, попадающее под пенсионное обеспечение. Именно поэтому в стратегическом развитии пенсионной системы Российской Федерации приобретают актуальность вопросы по поиску путей совершенствования пенсионного страхования.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в условиях кризисных явлений в экономике России, особенно важным вопросом выступает эффективное реформирование системы пенсионного страхования РФ. В связи с чем, система пенсионного страхования РФ является важнейшим составляющим элементом экономической политики. Реформирование системы пенсионного страхования РФ должно обеспечить повышение уровня доходов граждан и их уровня жизни в целом.
Исследованию вопросов реформирования системы пенсионного страхования РФ посвящено множество трудов ученых. Теоретические основы системы пенсионного страхования РФ отражены в трудах Абдулгалимова А.М., Азиевой Х.Х., Дмитриевой А.Г., Магомедова Х.Ш., Маляренко О.B. и др.
В качестве цели выпускной квалификационной работы выступает исследование реформирования системы пенсионного страхования РФ.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе необходимо решить следующие задачи:
 изучить сущность и основные понятия пенсионного страхования;
 исследовать характеристику и развитие обязательного пенсионного страхования РФ;
 исследовать особенности добровольного пенсионного страхования в России;
 исследовать мировой опыт реформирования системы пенсионного страхования;
 провести анализ действующей системы пенсионного страхования РФ;
 провести анализ функционирования Пенсионного фонда России;
 провести анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов;
 исследовать проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации.
В качестве объекта исследования выступает реформирование системы пенсионного страхования РФ.
В качестве предмета исследования выступает система пенсионного страхования РФ.
В процессе проведения экономического исследования в рамках выполнения работы использованы учебники и учебные пособия, теоретические и научно-практические статьи, статистические материалы и электронные ресурсы.
Для выполнения выпускной квалификационной работы использован ряд методов исследования, таких как дедукция, анализ и синтез, графический метод.
Содержание выпускной квалификационной работы включает введение; три главы; заключение; библиографический список.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под пенсионной системой страхования понимается совокупность правовых норм, государственной институтов и частных компаний, которые обеспечивают выплату пенсий.
Поэтому важную роль в системе пенсионного страхования занимает пенсионный фонд государства. Он выступает государственным финансовым органом, который аккумулирует страховые взносы и направляет их на пенсионное обеспечение граждан. Кроме государственных фондов, в системе пенсионного страхования функционируют негосударственные пенсионные фонды. В нашем государстве помимо обязательного пенсионного страхования также есть добровольное пенсионное страхование.
Добровольное пенсионное страхование через систему негосударственных пенсионных фондов. Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное (государственное) пенсионное страхование. Деятельность НПФ регулируется Центральным банком России, а основным сводом норм является Федеральный закон №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
В мире существует несколько типов пенсионных систем страхования, которые разнятся по принципу накопления и по доле участия в пенсии государства. В зависимости от участия государства есть три типа пенсий: государственная, частная и смешанного типа. Также они делятся по принципу накопления на солидарную, накопительную и условно накопительную пенсионную систему страхования. Анализ мировой практики реформирования пенсионных систем страхования говорит о том, что одной из основных задач в ходе проводимых реформ часто является увеличение охвата населения пенсионными схемами. Вместе с тем результаты исследований говорят о том, что охват населения пенсионными схемами больше в тех странах, где внедрены в том или ином виде обязательные пенсионные схемы, будь то государственные или частные схемы. Кроме того, страны, где хорошо развиты уровни системы пенсионного страхования с обязательными накопительными схемами (государственная и накопительная частная, дополняющая государственную), показывают лучшие результаты в рейтингах накопительных пенсионных систем страхования.
В Российской Федерации действует смешанная система пенсионного страхования, то есть часть отчислений граждане или организации вносят в государственный пенсионный фонд страны. На сегодняшний день система пенсионного страхования обременяет экономику страны, а также тормозит развитие улучшения качества существования населения, которое попадает под пенсионное обеспечение.
Проблемы системы пенсионного страхования России связаны с повышением пенсионного возраста, замораживанием накопительной части пенсий, теневой экономикой, низкими заработными платами, снижением численности трудоспособных граждан, демографическими проблемами, переходом ИП в самозанятые. Поэтому были предложены соответствующие меры по решению проблем системы пенсионного страхования России. Для стабилизации пенсионной системы государству стоит увеличить уровень заработной платы, создать новые рабочие места, снизить безработицу, уменьшить уровень страховых отчислений, увеличить рождаемость, улучшить медицину для снижения смертности среди населения. Также необходимо решить давно назревшие проблемы в политической сфере, экономике, демографической политике и социальной сфере, что позволило бы создать комфортные условия для получения пенсии достойного уровня. Значимую роль в системе пенсионного страхования занимает пенсионный фонд государства. Он выступает государственным финансовым органом, аккумулирующим страховые взносы и направляющим их на пенсионное обеспечение граждан.
За 2021 год поступления бюджета ПФР составили 9 794 300,91 млн. руб. (107,6% объема). По сравнению с 2020 годом поступления снизились на 509 037,19 млн. руб. (на 4,9%). При этом снижение доходов в итоге сопряжено со снижением объемов поступивших в 2021 году межбюджетных переводов из федерального бюджета. Основную долю в общем объеме поступивших из федерального бюджета переводов (58,8%) как и прежде составляют трансферты, которые предназначены на выплаты, источником финансирования которых в соответствии с законами Российской Федерации выступают средства федерального бюджета. Всего ПФР израсходовано 10 125 056,21 млн. руб. (98% показателя сводной бюджетной росписи бюджета ПФР). Затраты на выплату страховых пенсий увеличились на 276 114,61 млн. руб. (на 3,7%), что обусловлено повышением величин страховых пенсий. В целом бюджет ПФР за 2021 год исполнен с дефицитом в объеме 330 755,30 млн. руб.
В 2021 г. совокупный объем пенсионных средств НПФ России продолжил расти. Увеличению портфелей способствовали положительная доходность от инвестирования и приток средств в пенсионные резервы, в том числе от частных клиентов. Вместе с тем доходность всех пенсионных портфелей снизилась относительно 2020 г. из-за негативной конъюнктуры долгового рынка. Количество граждан, формирующих накопления в НПФ, уменьшилось в 2021 г. в основном из-за увеличения числа клиентов фондов, которые при выходе на пенсию получают единовременную выплату и исключаются из числа застрахованных. Данная тенденция усилится в 2022 году. Количество участников добровольной пенсионной системы выросло, во многом за счет продвижения отдельными фондами индивидуальных пенсионных программ. Общей тенденцией в динамике портфелей пенсионных накоплений и пенсионных резервов стало наращивание вложений в государственные облигации. Причина такой динамики – рост доходностей ОФЗ на протяжении всего года, в результате чего у фондов появилась возможность приобрести их по более низкой стоимости. Невысокий интерес фондов к долевым инструментам, несмотря на рост рынка акций в 2021 г., свидетельствует о неготовности НПФ принимать на себя дополнительные риски. Вместе с тем присутствие акций в портфелях НПФ поддержало их доходности в прошлом году.
Перспективы системы пенсионного страхования России связаны с изменением модели пенсионной системы, дальнейшим «замораживанием» пенсионных накоплений, введением новой модели накопительного пенсионного страхования, изменением правил расчета и начислений пенсий, сокращением числа НПФ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулгалимов А.М. Роль государственных социальных внебюджетных фондов в развитии социальной сферы в Российской Федерации / А.М. Абдулгалимов, Х.Х. Азиева // Экономика устойчивого развития.  2020.  №4.  С.173-177.
2. Бобырь В.Н. Основные проблемы реформирования пенсионной системы РФ / В.Н. Бобырь// Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2021.  №6. – С.124-129.
3. Борисоглебская Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А. Кирсанов. - М.: Андреевский Издательский дом, 2018.  360 c.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 15.07.1998г. № 145–ФЗ.  URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
5. Врублевской О.В. Финансы / под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти.  М.: Юрайт, 2018.  464 c.
6. Гарипова А.В. Проблемы правового регулирования страховых взносов в системе пенсионного страхования в РФ / А.В. Гарипова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2021.  №11. – С.10-19.
7. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка.  М.: ЮНИТИ, 2018.  391 с.
8. Дмитриева А.Г. Анализ деятельности внебюджетных фондов на реализацию социальной политики государства / А.Г. Дмитриева// Социально-экономическая политика России и зарубежных стран.  2020.  №1.  С.205-211.
9. Иванова Д.Е. Оценка воздействия пенсионной реформы на уровень благосостояния населения / Д.Е. Иванова, В.Е. Иванов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022.  №2. – С.75-82.
10. Иванюженко А.Б. Государственный и муниципальный финансовый контроль / А.Б. Иванюженко.  Москва: Машиностроение, 2018.  398 c.
11. Кирьянова О.И. Развитие пенсионной системы под влиянием COVID – 19 / О.И. Кирьянова// Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2021.  №11. – С.56-59.
12. Клейменова О.Р. Пенсионное страхование в РФ: финансовые аспекты и перспективы развития / О.Р. Клейменова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2021.  №11. – С.90-94.
13. Кунгурякова Е.Н. Финансы и кредит. Курс лекций: моногр. / Е.Н. Кунгурякова, М.С. Синявина.  М.: Дашков и Ко, 2018.  260 c.
14. Магомедов Х.Ш. Управление дефицитом бюджетов государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации / Х.Ш. Магомедов // Ученые записки.  2020.  №2  С.81-87.
15. Маляренко О.B. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ / О.В. Маляренко // Социально-экономическая политика России и зарубежных стран.  2020.  №9.  С.27-30.
16. Минтруда и социальной защиты населения Республики Казахстан.  Астана.  URL: https://www.gov.kz/ (дата обращения: 10.10.2022).
17. Минфин РФ. – Москва.  URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 10.10.2022).
18. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева.  М.: ИНФРА-М, 2018.  368 c.
19. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: учеб. пособие / В. П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2019.  320 с.
20. Пенсионный Фонд РФ. – Москва.  URL: http://www.pfrf.ru (дата обращения: 10.10.2022).
21. Полякова А.А. Пенсионная реформа в Российской Федерации / А.А. Полякова// V Международная научно-практическая конференция: «НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОТКРЫТИЙ».  2022.  № 7.  С. 70–76.
22. Попов П.А. Вопросы развития и совершенствования пенсионной системы Российской Федерации / П.А. Попов // НАУЧНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «МАТРИЦА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ». – 2021.  №1. – С.188-191.
23. Сидорова Д.Г. Реформы пенсионного страхования в ФРГ: история и перспективы / Д.Г. Сидорова // Научное пространство: актуальные вопросы теории и практики. – 2021.  №11. – С.115-118.
24. Счетная палата РФ – Москва.  URL: http://www.ach.gov.ru (дата обращения: 10.10.2022).
25. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».  URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
26. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».  URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
27. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».  URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
28. Финансы / под редакцией Н.Ф. Самсонова.  М.: Юрайт, Высшее образование, 2018.  592 c.
29. Чотчаев Д.А. Основные тенденции и перспективы развития пенсионной системы России / Д.А. Чотчаев// Сборник научных трудов по материалам XLIII International scientific conference. – 2021.  №11. – С.67-71.
30. Швандар К.В. Подходы к реформированию пенсионных систем в мире и рекомендации для России / К.В. Швандар, А.А. Анисимова // Финансовый журнал.  2021.  Т. 13.  № 1.  С. 125–135.
31. РБК – Москва.  URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.