Курсовая работа: Малые предприятия, их роль в развитии современной экономики. Государственная поддержка малого бизнеса (34 стр.)
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия малых предприятий и государственной поддержки малого бизнеса
1.1. Сущность, критерии и роль малых предприятий в современной экономике
1.2. Государственная поддержка малого бизнеса и его значение
Глава 2. Анализ государственной поддержки малого бизнеса в России
2.1. Показатели государственной поддержки малого бизнеса в России
2.2. Недостатки государственной поддержки малого бизнеса в России
2.3. Перспективы государственной поддержки малого бизнеса в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Малые предприятия являются важной частью рыночной экономики страны в целом, они способствует насыщению рынка товарами и услугами, быстро реагируя на его потребности, создают новые рабочие места. Малый бизнес является самым многочисленным слоем мелких собственников. Данный сектор малого предпринимательства способен успешно справляться с любыми изменениями на рынке. Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Очень важную роль малые предпринимательства играют в сфере занятости населения, так как они охватывают довольно значительную аудиторию экономически активного слоя населения. Этим он способствует понижению уровня безработицы в государстве.
Учитывая характерные особенности малого предпринимательства, надо признать, что оно нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Государственная поддержка малого бизнеса – это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию предпринимательства, учитывающие интересы субъекта экономической деятельности и всех структур государства.
Актуальность темы работы заключается в том, что государственная поддержка малого бизнеса является необходимым и значимым элементом государственного управления. Государственная поддержка малого бизнеса помогает преодолеть ему ряд трудностей, связанных с недостатком финансирования и сильной конкуренцией со стороны средних и крупных предприятий. Однако проблема заключается в том, что, несмотря на функционирование программ поддержки малого предпринимательства в России, необходимый уровень развития малых предприятий в системе становления рыночного хозяйства России пока не достигнут.
Объектом исследования является государственная поддержка малого бизнеса в России.
Предметом исследования является малые предприятия и их государственная поддержка.
Целью работы является исследование государственной поддержки малого бизнеса в России.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность, критерии и роль малых предприятий в современной экономике;
изучить государственная поддержка малого бизнеса и его значение;
исследовать показатели государственной поддержки малого бизнеса в России;
исследовать недостатки государственной поддержки малого бизнеса в России;
исследовать перспективы государственной поддержки малого бизнеса в России.
Информационной базой работы является учебная литература, статьи в периодической печати, аналитические материалы органов государственной власти.
Заключение
Таким образом, изучив теоретические аспекты понятия малых предприятий и государственной поддержки малого бизнеса, был сделан вывод о том, что малые предприятия представляют собой важнейшую часть экономики любой страны. К малым относятся предприятия, которые соответствуют законодательно закрепленным критериям отнесения их таковым. В России согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» размер годовой выручки не должен превышать 800 млн. руб.; численность работников составляет не более 100 человек. Полное и правильное становление и функционирование рыночной экономики страны без развития, поддержания и укрепления деятельности субъектов малого предпринимательства невозможно. Для достойного функционирования рыночных механизмов усовершенствование малого бизнеса — это одно из самых важных направлений экономической политики государства. Следовательно, главной целью политики органов исполнительной и государственной власти становится создание обязательных для этого условий.
На развитие малого бизнеса оказывает влияние множество факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Одним из важнейших внешних факторов является государственная поддержка развития малого бизнеса, которая выражается в форме программ, инфраструктуры и финансовой помощи. Государственная поддержка малого бизнеса представляет собой совокупность действий органов государственной власти по созданию благоприятных условий для деятельности малых предприятий. Государственная поддержка может выражаться в следующих формах: оказание финансовой помощи; предоставление льготных кредитов; предоставление налоговых льгот; предоставление в аренду основных средств по сниженным ценам; приоритетное осуществление государственных закупок товаров и услуги у малых предприятий; информационно-консультационные услуги и др.
Анализ государственной поддержки малого бизнеса в России позволил сделать вывод о том, что в целях обеспечения предсказуемых условий для деятельности малых предприятий в 2015 году реализован ряд важных мер, направленных на оказание дополнительной поддержки сектору. «Налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей введены в 81 субъекте Российской Федерации. Одновременно с трех до пяти лет увеличен минимальный срок рассрочки оплаты имущества, приобретаемого субъектами малого предпринимательства. Объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составил 18,5 млрд. рублей. В рамках программы к концу 2015 года было создано 250 организаций инфраструктуры поддержки. По состоянию на 1 января 2016 г. АО «Корпорация «МСП» выдано 3 552 гарантии на сумму 19,2 млрд. рублей. Заключены 82 соглашения с региональными гарантийными организациями. Под гарантии субъектами малого и среднего предпринимательства привлечено кредитов на общую сумму 41,7 млрд. рублей.
Принципы и способы оказания поддержки малому бизнесу в 2016 году остались теми же, что и в предыдущем. Однако стоит учесть, что в этом году государство существенно снизило размеры финансирования этих программ с 18,5 до 12,3 млрд. руб. Субсидирование – главная форма государственной поддержки малого бизнеса в России в 2016 году. В 2016 году путем субсидирования является предоставление помощи на открытие собственного дела через Центр занятости. В этом случае выделяется 58 800 рублей. Максимальный размер гранта не может превышать 500 тысяч рублей для бизнесменов. Использовать полученные средства можно по своему усмотрению, за исключением двух случаев: выплата заработной платы наемному персоналу и аренда офиса и/или производственного помещения. Максимальный размер субсидирования в кредитовании составляет 15 млн. рублей.
Для успешного развития субъектов малого бизнеса, действующих на территории РФ, мешают недостатки государственной поддержки малого бизнеса: несовершенство законодательства по поддержке малого бизнеса; недостаточное развитие системы финансовой поддержки малого бизнеса на региональном и муниципальном уровне; административные барьеры; не достаточный уровень продвижения информации о поддержке малого бизнеса; увеличение налоговой нагрузки и др.
В 2017 году будет продолжено действие программ, направленных на поддержку и развитие малых предприятий (МП). В первую очередь до 1,5 трлн. руб. будут расширены объемы закупок госкомпаний, что обеспечит дополнительные заказы для МП. В следующем году будет функционировать 7 региональных лизинговых центров. В целом правительство планирует выделить на поддержку МП до 20 млрд. руб. В 2017 году правительство продолжит стимулировать развитие малого бизнеса, в том числе останутся в силе субсидии при уплате процентов по кредиту. В прогнозный период будет расширена государственная поддержка развития малого инновационного предпринимательства.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Информационно-правовая система «Гарант», 2016.
2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2013.
3. Бланшар, О. Макроэкономика: учебник. - М.: ГУ ВШЭ, 2015.
4. Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2015.
5. Вымятнина Ю.В., Борисов К.Ю., Пахнин М.А.Макроэкономика в 2 ч. часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 198 c.
6. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник. - М.: ИТК Дашков и К, 2016.
7. Кульков В.М., Теняков И.М. Макроэкономика: учебник и практикум. - Люберцы: Юрайт, 2016.
8. Курс экономической теории: учебное пособие / Под ред. А. В. Сидоровича. – СПб: Экономическая школа, 2012.
9. Быкова Н.Н., Рогозина Л.С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 479-483.
10. Мигалкина И.Л. Сущность малого предпринимательства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – №1. – С. 64-65.
11. Сыскетов И. Д. Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 210-213.
12. Официальный сайт Федеральной службы статистики Российской Федерации www.gks.ru
13. Ресурсный центр малого предпринимательства www.rcsme.ru
14. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации economy.gov.ru
15. Газета «Коммерсант www.kommersant.ru