Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Курсовая работа: Функции государства в современной экономике России (30 стр.)

Описание

Содержание

Введение
1. Теоретические подходы к функциям государства в экономике
1.1. Сущность функций государства в экономике
1.2. Факторы, влияющие на функции государства в экономике
2. Особенности функций государства в современной экономике России, а также факторы, влияющие на них
2.1. Функции государства в современной экономике России: сущность и особенности
2.2. Факторы, влияющие на функции государства в современной экономике России
2.3. Роль государства в регулировании экономики в России
Заключение
Список литературы

Введение

В различных типах экономик государство играет активную роль в формировании рыночных макроэкономических процессов. Оно претворяет в жизнь политические, социальные и экономические принципы гражданского сообщества. Функции государства в рыночной экономике, как правило, заключаются в регулировании слабых мест рыночного механизма – в тех случаях, когда не происходит самостоятельного исправления ситуации, или когда налицо неэффективность воздействия рынка. В таких случаях государство создает равные условия для конкуренции предпринимателей, ограничивая власть монополий. Оно проявляет заботу о производстве необходимого количества услуг и товаров в тех случаях, когда рыночный механизм не может удовлетворить должным образом потребности населения.
Функции государства проявляются в социально справедливом распределении доходов, чего не обеспечивает рынок. Государство обязано заботиться о стариках, малоимущих, инвалидах. Оно должно обращать внимание на сферу научных фундаментальных разработок. Данная необходимость возникает из-за нежелания предпринимателей заниматься подобным вопросом в связи с высокими рисками, чрезвычайной дороговизной и отсутствием быстрого дохода. Экономические функции государства заключаются и в регулировании рынка труда. Органы государства принимают меры по предупреждению и сокращению безработицы, так как рынок права на труд не гарантирует.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что функции государства в современной экономике являются базой для экономического развития страны, сохранения правовой дисциплины и увеличения уровня жизни населения.
Цель работы – исследование функций государства в современной экономике России.
Задачи исследования:
• изучить сущность функций государства в экономике
• изучить факторы, влияющие на функции государства в экономике
• исследовать функции государства в современной экономике России: сущность и особенности;
• исследовать факторы, влияющие на функции государства в современной экономике России;
• исследовать роль государства в регулировании экономики в России.
Объектом исследования являются функции государства в современной экономике России.
Субъектом исследования ученые и эксперты в сфере государственного регулирования экономики, на мнение которых опирался автор работы.

Заключение

К основным функциям государства в области экономики можно отнести:
• создание законодательства, позволяющего принимать экономические решения. Государственные органы разрабатывают и принимают законы, которые регулируют деятельность организаций и предприятий различных форм собственности, а также предпринимателей, определяют обязанности и права граждан.
• обеспечение экономической стабильности. С помощью кредитной, денежной, бюджетной и налоговой политики государство принимает меры по недопущению спада производства, снижению безработицы, сглаживанию инфляции, поддержанию национальной валюты и стабильного уровня цен. При неспособности рыночного механизма поддерживать структурное и макроэкономическое равновесие в данные процессы вмешивается государство.
Функции государства заключаются в вырабатывании стратегии развития, формировании предпринимательского и инвестиционного климата и социальных условий работы экономики. Государство занимается организацией производства услуг и товаров, которым частный сектор не уделяет должного внимания. Оно создает условия для успешного развития связи, транспорта, сельского хозяйства, занимается определением расходов на науку и оборону, реализует и формирует программы развития здравоохранения и образования. Государственные органы обеспечивают социальную защиту и предоставляют социальные гарантии, которые заключаются в определении минимальной заработной платы, выплате пенсий по инвалидности, старости, пособий по безработице и различных видов помощи малоимущим категориям населения. С помощью государства осуществляется поддержка во внешнем мире национального бизнеса, координируется его деятельность, чтобы повысить конкурентоспособность отечественной экономики в условиях мирового хозяйства. Государство принимает меры противодействия факторам и угрозам нестабильности, обеспечивает экономическую безопасность, на должном уровне поддерживает оборонную способность. Кроме общих принципов, экономические функции государства проявляются в регулировании конкретных сфер и отраслей экономики, а также ее развитии в отдельных регионах страны.
Обращение к истории взаимодействия государства и рыночной экономики позволяет выделить ряд факторов, влияющие на функции государства в экономике. В целом функции государства в экономике нужны для более устойчивого экономического, социального, экологического и политического развития общества. Оно обеспечивается путем поддержания необходимых макроэкономических пропорций (прежде всего соотношения между совокупным спросом и совокупным предложением), обеспечения социальной стабильности в обществе, поддержания здоровой экологической обстановки и, наконец, поддержания баланса политических интересов в обществе и обеспечения доверия к власти со стороны различных партий, общественных движений.
За последние 10 лет государство практически самоустранилось от воздействия на экономику (хотя формально доля государства оценивается в 40%). С одной стороны, собственность госкомпаний фактически приватизирована топ-менеджментом (если исходить из того, что экономической формой реализации собственности является присвоение доходов, а доходы, как известно, немалые), с другой стороны, регулирующая функция (налоги, цены, субсидии и т.д.) не приносят должного эффекта. До тех пор пока прибыль позволительно выводить в виде дивидендов и расходовать не на производственные нужды (яхты, клубы, драгоценности и т.д.) инвестиций и инноваций не будет.
Экономика России в течение этого периода росла не только за счет резкого увеличения поступающих средств от продажи сырьевых товаров, таких как нефть, но и в значительной степени благодаря осуществлению ключевых экономических реформ (налоговой, банковской, рынка труда и земельной), жесткой налогово-бюджетной политике, а также грамотной работе российского ЦБ.
В настоящий момент среди органов государственной власти, отвечающих за государственное регулирование экономики, можно выделить Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Банк России.
Таким образом, внутренними факторами, определяющими функции государства в современной экономике России, являются:
• проблема нефтезависимой экономики;
• проблема диверсификации экономики;
• проблема развития малого и среднего бизнеса;
• проблема коррупции и преград на пути создания инновационных и повседневных продуктов;
• неэффективная организация труда;
• непрозрачное и избыточное регулирование;
• устаревшие мощности и методы производства;
• редкое применение комплексного подхода к планированию развития территорий;
• дефицит профессиональных навыков;
• неразвитость финансовой системы.
Низкое развитие финансовой системы обусловлено несовершенством законодательства в финансовой сфере, ошибками в макрорегулировании, отсутствием финансовой грамотности населения.
Среди внешних факторов особенно остро сейчас стоит вопрос об угрозе влияния США в мире, в том числен на Украине. При этом ЕС слаб и не может противостоять этой угрозе.
Европейским государствам под давлением США приходится вводить санкции против России, которые наносят серьезный урон экономическому и тому политическому сотрудничеству. В таком случае государства ЕС не могут просто так игнорировать общественное мнение и мнение бизнес-элиты и поэтому в ближайшие годы формат взаимодействия в области безопасности должен быть пересмотрен.
В общем, потери России от санкций, можно оценить так:
• Инвестиции – потерь особых нет.
• Заимствования для банков – 2-4 миллиарда долларов.
• Внешняя торговля – потери по экспорту 2-3 миллиарда долларов, по импорту 10-15 миллиардов долларов в год (проблема в том, что частично это высокотехнологичное оборудование уникально).
• Фондовый рынок – от 7-10 миллиардов минимум до 30 миллиардов максимум.
• Потери от запрета на экспорт нефтегазового оборудования в Россию - 3-10 миллиардов долларов. То есть санкции обойдутся для России от 30 до 60 миллиардов долларов, правда половину из них составляют потери фондового рынка, которые в принципе не так болезненны.
В общем, санкции имеют неприятный, но вполне терпимый характер. Весь вопрос в том, не будут ли они расширены.
В настоящий момент государство должно, не подменяя предпринимательскую инициативу, создавать условия для роста инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции, финансируя значительную часть расходов на общезначимые мероприятия с большим внешним эффектом, прежде всего, расходы на научные исследования, образование, здравоохранение, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновации он ной активности. На это следует настроить формируемые государством институты развития, экономическую и бюджетную политику, целевые программы, закупки, предоставляемые льготные кредиты, гарантии, субсидии и другие инструменты государственной поддержки.
Уже сейчас руководство страны должно активно направить российскую экономику на инновационный путь развития, оказывать всестороннюю помощь малому и среднему бизнесу, научным кадрам.
Государством должно обеспечить защиту предпринимателей от рейдерских захватов, свободу конкуренции, социальную защиту общества, оптимизировать налоговую нагрузку, вести тотальную борьбу с коррупцией на федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Только тогда, рыночная экономика в России сможет преодолеть все проблемы и повысить свою эффективность.
К основным направлениям экономической политики России на долгосрочную перспективу можно отнести:
1. Установление нормативно- правового режима деятельности.
2. Устранение административных барьеров для предпринимательской деятельности.
3. Создание для инвесторов равных конкурентных условий деятельности.
4. Развитие рыночной инфраструктуры, содействующей инвестициям.
5. Совершенствование налогового законодательства и налоговой политики.
6. Либерализация таможенного режима для ввоза в Россию высокотехнологичного оборудования.
7. Усиление социальной направленности инвестиционной деятельности.
8. Государственная инвестиционная поддержка стратегически важных объектов, способствующих инновационному развитию.

Список литературы

1. Алехин Б.И. Макроэкономика учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 335 с.
2. Алексеева И.А. Макроэкономика: Учеб. Пособие. - Иркутск: ИГЭА, 2013. - 370 с.
3. Бизюкова И. В. Макроэкономика: Учеб. Пособие. - М: Экономика, 2013.-245 с.
4. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник. - М.: Гардарики, 2013.-502 с.
5. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. . - М.: Дело, 2014. -623 с.
6. Вавилов А.М., Трофимов Г.Д. Стабилизация и управление государственным долгом России //Вопросы экономики. 2013,- №12. – С.83
7. Вавилов А.П. Внутренние проблемы в России // КоммерсантЪ.- 2012,-№16.- С.15
8. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических показателей // Деньги и кредит.-2012,-№7.-С.10
9. Красавина Л.Н. Кризис в России: уроки и перспективы // Деньги и кредит.-2012,-№9.- С.13
10. Кобрина И.А. Экономическое развитие России в первой половине 2013 года //Российский внешнеэкономический вестник. – 2013,-№7-С.43
11. Подвинская Е.С. Экономическое развитие России //Финансы.-2013, - №3.-С.98
12. Смирнов Е.Е. Единая денежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы // Управление в кредитной организации – 2013. - №6. – C.10
13. Хейфец Б.А. Этапы становления экономики // Финансы. – 2013, - №4. – С. 98
14. Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. – 2013. – № 2.-с.13
15. Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. – 2013. – № 2.-с.27
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru.
17. Официальный сайт Минэкономразвития РФ http://www.economy.gov.ru
18. Сайт Минфина РФ http://www.minfin.ru
19. Сайт Банка России. - http://www.cbr.ru
20. Информационное агентство http://ria.ru

 

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.