Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Дипломная работа: Фонд национального благосостояния РФ: формирование и управление в условиях бюджетного дефицита (68 стр.)

Описание

Содержание

Введение
Глава 1. Эволюция формирования и развития фонда национального благосостояния России
1.1. Факторы, влияющие на формирование национального благосостояния России
1.2. Трансформация фонда национального благосостояния России
Глава 2. Институциональные основы функционирования Фонда национального благосостояния России
2.1. Предназначение, формирование и использование Фонда национального благосостояния России
2.2. Правовое регулирование Фонда национального благосостояния России
Глава 3. Приоритетные направления управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита
3.1. Совершенствование управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита
3.2. Социально-экономические предложения по формированию и исполнению ФНБ
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поддержания стабильного развития экономики страны в течение длительного периода не является надуманной. Экономические кризисы разных лет достаточно детально исследованы, но результаты исследований причин спадов экономики в прошлом сами по себе не могут гарантировать защищенность от кризисов в будущем. В целях обеспечения устойчивого экономического развития используют различные средства, в том числе и заблаговременно создаваемые резервы.
Каждая экономика просто обязана иметь определенный запас прочности. Это касается и экономики нашей страны – особенно сейчас в условиях бюджетного дефицита.
Резервные фонды и, в частности, Фонд национального благосостояния РФ (ФНБ), становятся все более важной составляющей мировой финансовой системы, привлекая к себе пристальное внимание. Постоянный рост активов, находящихся под их управлением, делает их присутствие и влияние на рынках капитала более ощутимым.
Растущее влияние ФНБ вызывает вопросы и опасения относительно прозрачности инвестиционной политики фондов и объема их активов, возможного возрастания роли фондов на международном рынке капитала, а также на отдельные отрасли и на те страны, объемы внутренних рынков которых невелики.
Что касается истории Российской прочности, то очередной цикл сегодня окончен. Изначально поддерживал экономику России Стабилизационный фонд, созданный в 2004 году. В 2008 году он был полностью реструктурирован и переименован на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Он стал рациональным продолжения программы «развития бюджета», которая была создана в 1998 году с целью финансирования масштабных промышленных проектов, которым требовалось исполнять роль двигателя в ситуации кризиса.
Актуальность работы заключается в том, что государства, в которых уже созданы Фонды национального благосостояния, находятся в преимущественном положении относительно стран, не имеющих таких фондов - ведь в случае наступления неблагоприятных условий государство, позаботившееся о завтрашнем дне при помощи создания соответствующего ФНБ, сможет восстановить нормальную жизнь своего населения.
Предмет работы – фонд национального благосостояния.
Объект работы - Фонд национального благосостояния России.
Цель работы – исследование особенностей формирования, использования и управления Фонд национального благосостояния.
Задачи работы:
 анализ факторов, влияющих на формирование национального благосостояния России;
 анализ трансформации фонда национального благосостояния России;
 исследование предназначения, формирования и использования Фонда национального благосостояния России;
 исследование правового регулирования Фонда национального благосостояния России;
 анализ совершенствования управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита;
 анализ социально-экономических предложений по формированию и исполнению ФНБ.
Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи авторов в периодической печати, аналитические материалы экспертов.
В работе использованы монографический, диалектический, экономико-статистические методы.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. Во введении обозначена актуальность, поставлены цель и задачи исследования. В первой главе представлены эволюция формирования и развития фонда национального благосостояния России. Во второй главе представлены институциональные основы функционирования Фонда национального благосостояния России. В третьей главе представлены приоритетные направления управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита. В заключении представлен вывод по всей работе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фонды национального благосостояния - государственные инвестиционные фонды или организации, управляющие национальными сбережениями, накопленными в результате профицита платежного баланса, поступлений от приватизации, поступлений от экспорта ресурсов и т.д. Фонды инвестируют данные сбережения в акции, облигации, паи различных инвестиционных фондов и другие активы.
К факторам, которые повлияли на формирование Фонда национального благосостояния России, относятся:
 софинансирование накопительного пенсионного страхования;
 наличие дефицита Пенсионного фонда РФ;
 эффект старения нации.
Все вышеназванные факторы повлияли на создание Фонда национального благосостояния, главной целью которого стало обеспечение стабильности пенсионной системы в стране.
Формировать резервы на случай мировых экономических потрясений российские власти начали более десяти лет назад. В 2001 году Минфин провел налоговую реформу: экспортные пошлины на нефть и газ и налог на добычу нефти стали привязываться к ценам на энергоресурсы на мировом рынке. То есть, при растущей цене — увеличивались ставки, и наоборот. Это было сделано вовремя, потому что с начала 2000-х годов цены на эти главные товары российского экспорта начали стремительно расти, и российский бюджет стал наполняться нефтегазовыми доходами.
Предшественником Фонда национального благосостояния был Стабилизационный фонд, который был создан еще в 2004 году как продолжение бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года.
Новым этапом в существовании данного финансового инструмента послужило переформирование Стабилизационного Фонда РФ в Резервный фонд Российской Федерации и Фонд Национального Благосостояния в 2008 году.
Средства Резервного фонда направлены на обеспечение исполнения государством обязательств расходного типа при уменьшении доходов от нефтегазоносного сектора экономики. Объемы резервов установлены на уровне 10% от предполагаемого на будущий финансовый год объема ВВП.
Вслед за тем, как объем его будет равняться 10% от полученных средств, денежный поток направляется в Фонд национального благосостояния, который компенсировать будет дефицит пенсионного бюджета.
По факту Резервный фонд и Фонд национального благосостояния выступают в роли специализированного денежного фонда, который активно используется сегодня с целью стабилизировать государственный бюджет в результате сокращения дохода. Он же может быть использован в государственных нуждах, но в долгосрочной перспективе.
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.
Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд национального благосостояния формируется не только за счет избыточных прибылей от продажи нефти.
Еще один источник пополнения – это прибыль от управления средствами последнего. Размер фонда контролируется учетом средств на отдельных счетах, которые открыты казначейством в ЦБ РФ. Все приходно-расходные операции по счету проводятся Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством.
Общая тенденция снижения стоимости резервов страны окончательно утвердилась с сентября 2014 года. С небольшими коррекциями она продолжается уже больше года. Всего за этот период страна потеряла 21,03 млрд. долларов, или 22,9% от Фонда национального благосостояния.
Сейчас средства фонда могут размещаться в надежные иностранные активы. Кроме того, в 2008 году этот фонд тоже сыграл свою антикризисную роль — часть средств ФНБ было решено разместить на депозиты в ВЭБе, чтобы банк мог поддержать экономику, предоставляя кредиты бизнесу. Всего на депозитах во Внешэкономбанке на сроки до 2020 года размещено более 670 миллиардов рублей, или 25% совокупного объема ФНБ.
Основные получатели денег из Фонда национального благосостояния России и из резервного фонда Минфина — Внешэкономбанк, иностранные эмитенты, среди которых есть такие, к которым не предъявляются требования к рейтингу о долгосрочной кредитоспособности, то есть это явно не вклады в первоклассные государственные займы развитых стран, а также так называемые самоокупаемые национальные проекты. Кроме того, активы вкладываются, согласно официальному отчету Минфина, в привилегированные акции кредитных организаций.
На сегодняшний день официальные данные говорят о том, что Фонд национального благосостояния и резервы Минфина оцениваются в 70,69 млрд. формально, но на самом деле, для дальнейшего поддержания экономики доступно 60,9 млрд. долларов. В год расходуется около 20 млрд. долларов.
ФНБ, потеряв свою изначальную миссию, может перестать существовать после 2018 года. Однако вместо стимулирования экономики и инвестиций, он, скорее всего, исполнит роль подушки безопасности в трудные для экономики времена.
Правая база регулирования Фонда национального благосостояния России включает в себя различные нормативно-правовые акты: Бюджетный Кодекс, федеральные законы, Постановления Правительства РФ и другие.
Постановлением Правительства от 19 января 2008 года №18 был утверждён порядок управления средствами Фонда национального благосостояния.
В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» до 150 млрд. рублей из федерального бюджета направят в экономику, бюджеты регионов, а также на поддержку беженцев.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита:
 неэффективная стратегия инвестирования средств ФНБ;
 зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
 отсутствие четко разработанных и научно обоснованных правил отбора инвестиционных проектов, предлагаемых для реализации за счет средств ФНБ;
 неэффективное управление средствами ФНБ, размещенных на счетах Банка России.
Мерами по совершенствованию управления ФНБ в условиях бюджетного дефицита должны стать:
 совершенствование стратегии инвестирования средств ФНБ;
 совершенствование методология формирования и использования средств фонда;
 проведение антицикличной бюджетной политики;
 создание специализированного финансового агентства, которому перейдет управление фондом.
Предложенные в перспективе источники формирования ФНБ РФ предусматривают:
 увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (заемные средства);
 увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала юридических лиц (дополнительные доходы);
 увеличение средств Фонда за счет привлечения капитала физических лиц (заемные средства).
Предложенные меры эффективного исполнения Фонда национального благосостояния России с целью получения более высокого уровня доходности, сохранении подушки безопасности и модернизации национальной экономики предусматривают такое долевое распределение между четырьмя приоритетами таким образом:
1. Создание и сохранение «финансовой подушки безопасности» - лимит вложения - 40%;
2. Финансирование текущих расходов бюджета – 40 %;
3. Получение долгосрочного и краткосрочного дохода - 15%;
4. Сохранение национальной безопасности (Кредиты государствам) – 5 % от существующего общего объема средств ФНБ РФ.
Реализация вышеназванных мер способствует сохранению более устойчивой экономики, увеличивает возможности маневра в области инвестирования средств и социальной политики. Фонд является одновременно и сберегательным, и стабилизационным, предназначенным для обеспечения стабильного функционирования бюджетной сферы в долгосрочном периоде. Пополнение Фонда национального благосостояния РФ из нескольких источников повышает финансовую устойчивость при реализации инфраструктурных инвестиционных проектов, независимо от величины нефтегазовых доходов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
1. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. “Бюджетный Кодекс РФ” от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 14.12.2015)
3. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (ред. от 26.12.2014)
5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
6. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ (ред. от 29.06.15) «О банке развития».
7. Постановление Правительства от 19 января 2008 года №18 (ред. от 15.10.2008) «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»
8. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2013 г. N 699 (ред. от 19.08.2015) «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также о признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации»
9. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 990 (ред. от 31.10.2014) «О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов»
10. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2013 г. N 991 (ред. от 31.10.2014) «О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе»
11. Постановление Правительства РФ от 30 января 2015 г. N 80 (ред. от 10.02.2015) «О размещении средств Фонда национального благосостояния на депозит в Банк ВТБ (открытое акционерное общество)»
12. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2015 г. N 1199 (ред. от 16.11.2015) «О мониторинге реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального благосостояния»
Учебная литература
13. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
14. Аносова, А.В. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Практическое пособие / А.В. Аносова, И.А. Ким; Под ред. С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2013. - 154 c.
15. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
16. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.
17. Бродский, Б.Е. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
18. Булатов, А.С. Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2012. - 304 c.
19. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2012. - 208 c.
20. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник - М.: Гардарики, 2012.-502с.
21. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
22. Вудкок, М., Макроэкономика. Пер. с англ. / М. Вудкок, Д.Френсис - М.: Дело, 2013. -623с.
23. Гладков, И.С. Экономика: Интегрированный учебный курс для вузов по курсам: "Экономическая теория", "История экономики", "Мировая экономика", "Международные экономические отношения" / И.С. Гладков, Е.А. Марыганова, Е.И. Суслова. - М.: КноРус, 2013. - 448 c.
24. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
25. Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.
26. Емцов, Р. Г., Лукин М. Ю. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А. В. Сидоровича. - 2-е изд.. - М.: Дело, 2013. - 317 с.
27. Золотарчук, В.В. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 608 c.
28. Ивлева, Г.Ю. Национальная экономика: Учебно-методический комплекс / Г.Ю. Ивлева. - М.: РАГС, 2010. - 90 c
29. Капкаева, Н.З. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды / Н.З. Капкаева. – Казань: КГФЭИ, 2013. - 462 с.
30. Каратуев, А.Г. Макроэкономика: Учебное пособие/ А.Г. Каратуев - СПб.: Питер, 2012. – 369 с.
31. Ким, И.А. Сборник заданий по макроэкономике: Учебное пособие для студентов вузов и учащихся 10-11 классов (профильный уровень образования) / И.А. Ким. - М.: Вита-Пр., 2013. - 144 c.
32. Коробова, Г. Г. Макроэкономика. / ред. Г. Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2013. – 751 с.
33. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
34. Миркин, Я.М. Макроэкономика. Учебник./ Я.М. Миркин. - М.: Перспектива, 2013.- 703 с.
35. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финанс

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.