Курсовая работа: Государственный кредит и государственный долг. Управление государственным кредитом и государственным долгом (52 стр.)
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ………..
1.1. Сущность государственного кредита и государственного долга…………….
1.2. Методы управления государственным кредитом и государственным долгом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ………….
2.1. Показатели динамики государственного кредита и государственного долга в России…………………………………………………………………………………
2.2. Анализ методов управления государственным кредитом и государственным долгом………………………………………………………………………………….
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РОССИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМИ…………………………………………………..
3.1. Проблемы динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими и меры по их решению………………………………….
3.2. Перспективы динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
Введение
Современная экономическая система является по своей сути долговой. Кредиты и займы помогают странам-реципиентам ссудного капитала ускорять свое социально-экономическое развитие. В финансовые отношения могут вступать не только специализированные организации, физические или юридические лица, но и государство: конечно, в этом случае предполагается более высокий уровень отношений и другие цели и задачи. Государственным кредитом является форма экономических отношений между государством, населением, субъектами хозяйственной деятельности, другими странами или международными финансовыми организациями.
Рассматривая с позиций позитивной экономики государственный долг, необходимо отметить его объективную роль в развитии национального хозяйства. Однако есть и обратная сторона последствий наращивания суверенных заимствований. Проблема долговой зависимости государства во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета страны возможна лишь при определенной ее экономической самостоятельности.
Проблемы государственного кредита и государственного долга приобрели актуальность во второй половине предыдущего столетия, когда у государств возникла неспособность формировать бюджеты в достаточных размерах (с целью выполнения функций и осуществления долговой политики).
В современном мире государственный кредит характерен для всех стран без исключения. Использование государственного кредита объясняется необходимостью устранить противоречие между неуклонно возрастающими потребностями государства в финансовых ресурсах и ограниченными возможностями получения доходов, формирующих государственный бюджет. Поэтому государство вынуждено заимствовать денежные средства как у собственного населения и различных организаций, так и у иностранных государств и субъектов международного права.
Современный государственный долг является общей величиной непогашенных обязательств, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Основными причинами возникновения и увеличения государственного кредита и долга служат: дефицит государственного бюджета; осуществление фискальной политики, направленной на уменьшение величины налоговой нагрузки без соответствующего сокращения расходов государства; факторы, оказывающие влияние на политические бизнес-циклы, связанные с увеличением затрат в преддверии выборов для получения популярности у избирателей; войны либо милитаризация.
Актуальность темы работы заключается в том, что от величины государственного кредита и государственного долга и эффективности управления ими зависит финансовое положение государства, уровень жизни его граждан, долговая нагрузка на экономику и бюджет страны.
Целью работы является исследование государственного кредита и государственного долга России и управления ими.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность государственного кредита и государственного долга;
изучить методы управления государственным кредитом и государственным долгом;
исследовать показатели динамики государственного кредита и государственного долга в России;
провести анализ методов управления государственным кредитом и государственным долгом;
исследовать проблемы динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими и меры по их решению
исследовать перспективы динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими.
Объект работы – современное состояние государственного кредита и государственного долг России и управления ими.
Предмет работы – государственный кредит и государственный долг и управления ими.
Информационную базу работы составила учебная литература, статьи в периодической печати, аналитические материалы государственных органов власти экспертов.
К методам исследования относятся изучение и анализ научной литературы, экспертные оценки, обобщение, графический метод.
Курсовая работа выполнена на 50 страницах, состоит из введения, 3 глав, заключения, проиллюстрирована 7 рисунками и 3 таблицами, содержит список литературы из 28 источников.
Во введении обозначена актуальность темы, поставлена цель и задачи работы. В первой главе изучены теоретические аспекты понятия государственного кредита и государственного долга и управления ими. Во второй главе проведен анализ динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими. В третьей главе исследованы проблемы и перспективы динамики государственного кредита и государственного долга в России и управления ими. В заключении подведены итоги по всей работе.
Заключение
Государственный кредит – это сочетание экономических отношений в области движения финансов на условиях срочности, платности, возвратности и формирования на данной основе дополнительных денежных ресурсов участников этих отношений, в которых одна сторона представлена государством, а другая физическими и юридическими лицами, международными финансовыми организациями, или же иностранными государствами. В отношениях, которые относятся к категории государственных кредитов, само государство может выступать в качестве заемщика, кредитора или же гаранта. Государство может использовать государственный кредит для решения следующих задач: регулирование макроэкономических и микроэкономических процессов; поиск финансовых ресурсов для увязки расходов и доходов, а также для финансирования государственных расходов; воздействие на кредитно-денежную и социальную политику.
Государственный долг – это вся задолженность страны перед физическими лицами, организациями, другими странами. Внешний долг это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. Главными причинами возникновения долговых финансовых обязательств страны является дефицит бюджета с учетом наличия свободных финансовых средств юридических и физических субъектов. При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста.
В перечень действий страны по управлению государственным кредитом входит: выпуск и размещение новых облигационных займов; выработка условий, порядка и форм предоставления кредитов государством; поддержание вторичного рынка долговых обязательств; регулирование рынка государственного кредита; обслуживание и погашение государственного долга.
Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга: выплата долгов за счет золотовалютных резервов; пролонгация и консолидация долга; конверсия; реструктуризация долга; аннулирование. Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.
В 2015 году государственный долг России был равен 11 352,9 млрд. руб. Из них 8 119,9 млрд. руб. составляет внутренней долг, а 3 233,0 – внешний. По прогнозу государственный долг России на конец 2016 года составит 12447,1 млрд. руб., то есть увеличится на почти на 10%. Это отрицательный факт, который говорит об увеличении долговой нагрузки на бюджет страны. Наибольший удельный вес во внешнем долге занимают Еврооблигационные займы, а во внутреннем – ОФЗ-ПД.
В настоящее время в России наблюдается изменение структуры заимствований: активно увеличивается внутренний долг при относительной стабильности внешнего долга. Такая тенденция соответствует долговой политике Правительства РФ. Регулирование государственного долга в 2016 году направлено на поддержание умеренной долговой нагрузки и контроль роста расходов на обслуживание государственного долга, а также соблюдение показателей, установленных государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». В сфере управления суверенными фондами основной задачей выступает повышение доходов от управления средствами Резервного фонда РФ за счет реализации более доходных инвестиционных стратегий (проведение операций с корпоративными ценными бумагами с привлечением профессиональных участников финансовых рынков).
Главной причиной увеличения государственного кредита и государственного долга России является проблема дефицита бюджета. К мерам по оптимизации государственного кредита и государственного долга России можно отнести: выбор кредиторов и кредитных схем внешний заимствований с наименьшей ставкой; использование средств от приватизации для погашения государственного долга; более тщательное взыскание возврата долгов с должников России для погашения собственных долгов; оптимизация расходов бюджета; использование взаимозачетной схемы погашения государственного долга; оптимизация расходов на военные нужды; прекращение участия в военно-политических конфликтах (Украина, Сирия); отказ от масштабных экономически не целесообразных проектов (Чемпионат мира по футболу); мобилизация всех ресурсов государства на обеспечение экономического роста стране.
За 2017-2018 гг. ожидается рост как внешнего, так и внутреннего государственного долга. Исходя из сложной внешней и внутренней экономической ситуации, будут расти расходы на обслуживание государственного долга РФ, структура долговых обязательств останется практически неизменной.
Реализация долговой политики в 2017 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и недопущению роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдению показателей и индикаторов, установленных государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», а также по развитию внутреннего рынка капитала.
Список литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 3.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (ред. от 28.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.consultant.ru/
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://www.consultant.ru/
5. Брагинская Л.С. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности / Л.С. Брагинская. - М.: Логос, 2013. – 427 с.
6. Вавилов А.Б. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления / А.Б. Вавилов. - М: Монография, 2012.- 548 с.
7. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: Учеб. Пособие / В.П. Винокурова. - Иркутск: БГУЭП, 2013. –452 с.
8. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник / О.С. Виханских, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2012.- 502 с.
9. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 2013. – С. 623.
10. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 c.
11. Каратуев А.Г. Макроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Каратуев - СПб.:Питер, 2012. – 369 с.
12. Коробова Г. Г. Макроэкономика / ред. Г. Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2013. –751 с.
13. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
14. Миркин Я.М. Макроэкономика. Учебник / Я.М. Миркин. - М.: Перспектива, 2013.- 703 с.
15. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / И.Н. Мысляева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 393 c.
16. Портер М. Макроэкономика. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 2013. – 568 с.
17. Соловьев, И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2016. - 240 c.
18. Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния / А.В. Абышева // Науковедение. — 2016. — №5. — С. 1-7.
19. Безвезюк К.В. Современное состояние государственного долга РФ и методы его регулирования // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - №6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15513
20. Евдокимова Ю.В. Обзор основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015-2017 годы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/7622
21. Жилякова А.И. Структура внешнего долга российской федерации: соотношение государственного и корпоративного долга, его динамика / А.И. Жилякова// Economy and Business. — 2016. — №1. — С. 89-94.
22. Коптелов И.О. Структурные проблемы экономического роста России и пути его восстановления/ И.О. Коптелов // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — №18. — С. 60-66.
23. Кривова Е.А. Проблема государственного долга России / Е.А. Кривова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - №45. – С. 25 - 28.
24. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности / А.В. Мукабенова// Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 381-382.
25. Полетаева Л.Г. Государственный долг и проблемы его обслуживания / Л.Г. Полетаева // Экономика и социум. – 2015. - №6. – С.1-7.
26. Терейковская И.А. Государственный долг России: причины, последствия, регулирование / И.А. Терейковская // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2015. - №4. – С. 1- 6.
27. Устинова Д. А., Ушницкая Л. Е. Особенности долговой политики РФ в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 610-613.
28. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/
29. Сайт Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbr.ru/
30. Сайт Федерального казначейства РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
31. Сайт газеты «Аргументы и факты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/