Курсовая работа: Картельные соглашения как угроза экономической безопасности страны (29 стр.)
Содержание
Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы картельных соглашений как угрозы экономической безопасности страны………………………….
1.1 Сущность картельных соглашений и их влияние на экономическую безопасность страны…………………………………
1.2 Правовое регулирование картельных соглашений………………
Глава 2. Анализ развития картельных соглашений в России………..………………………………………………………………
2.1 Показатели распространения картельных соглашений в РФ….
2.2 Современное состояние развития картельных соглашений в РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы минимизации влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ……..
3.1 Проблемы влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ………………………………………………………..
3.2. Перспективы минимизации влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ………………………………..
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Введение
Современная рыночная экономика, основанная на принципах свободы договора и добросовестной конкуренции, является весьма уязвимой в случае заключения конкурентами на товарном рынке соглашений, которые реализуются не в интересах потребителей и приводят к ограничению конкуренции. Картели — наиболее опасная форма ограничения конкуренции. Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания.
Картельные соглашения угрожают экономической безопасности РФ, наносят существенный вред стратегически важным отраслям экономики, а также причиняют ущерб бюджету РФ, ведь ежегодный объем закупок для государственных нужд превышает 30 триллионов рублей, выступает причиной, которая подрывает экономическую безопасность страны.
Таким образом, актуальность темы данной работы заключается в том, что картельные соглашения отрицательно влияют на развитие полноценной конкуренции на рынке, экономическую безопасность и успешное развитие экономики государства в целом.
Целью работы является исследование развития картельных соглашений в России и их влияния на ее экономическую безопасность.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность картельных соглашений и их влияние на экономическую безопасность страны;
изучить правовое регулирование картельных соглашений;
исследовать показатели распространения картельных соглашений в РФ;
исследовать современное состояние развития картельных соглашений в РФ;
исследовать проблемы влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ;
исследовать перспективы минимизации влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ.
Объектом исследования являются картельные соглашения в России и их влияние на ее экономическую безопасность.
Предметом исследования является картельные соглашения как угроза экономической безопасности страны.
К методам исследования относится анализ, обобщение, экспертные оценки, графический метод.
Информационной рабой работы является учебная литература, статьи в периодической печати, аналитические материалы органов государственной власти и экспертов.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список. Во введении обозначена актуальность, поставлена цель и задачи работы. В первой главе изучены теоретические основы картельных соглашений как угрозы экономической безопасности страны. Во второй главе проведен анализ развития картельных соглашений в России. В третьей главе исследованы проблемы и перспективы минимизации влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ. В заключении подведены итоги по всей работе.
Заключение
Изучив теоретические основы картельных соглашений как угрозы экономической безопасности страны, был сделан вывод о том, что картельное соглашение представляет собой сговор между двумя или несколькими фирмами, который направлен на сдерживание конкуренции и, как следствие, извлечение большего объема прибыли. Несмотря на строгие меры, предпринимаемые правительством, компании используют такую методику, которая позволяет установить выпуск определенного объема продукции и цен на нее, чтобы обеспечить максимальный доход для всех участников. Но это отрицательно влияет на экономическую безопасность страны. Такого вида договоренность является противозаконным сговором сторон. При обнаружении и доказательстве этой монополии предусмотрена административная и уголовная ответственность. Картельные соглашения мешают развитию малого бизнеса. Такого вида договоренности, заключаемые в письменной или устной форме, препятствуют появлению здоровой конкуренции. Они ущемляют интересы потребителей.
Основой российского антикартельного регулирования служит система нормативных правовых актов, главенствующее место в которой занимает Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Проведя анализ развития картельных соглашений в России, был сделан вывод о том, что за 2015-2017 гг. количество выявленных ФАС картелей выросло с 283 до 360 картелей, ущерб от деятельности всех картелей вырос с 1,5 до 2% по отношению к ВВП. Отмечается положительная динамика выданных предписаний и рассмотренных жалоб по картельным сговорам в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Таким образом, за анализируемый период наблюдается рост картелизации экономики России. 80% возбужденных в 2017 году ФАС дел являются сговоры на торгах. «Срок жизни» картеля увеличился в среднем до 2–3 лет.
Федеральная антимонопольная служба в первом полугодии 2018 года выявила на 25% меньше картелей, чем за аналогичный период прошлого года: 153 картеля против 205. Наибольшее количество картелей в первом полугодии 2018 года приходится на фармацевтику: рынок медицинских изделий и медикаментов.
Исследовав проблемы и перспективы минимизации влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ, был сделан следующий вывод. К проблемам влияния картельных соглашений на экономическую безопасность РФ можно отнести ее масштаб по отношению к ВВП, большой ущерб для экономики в целом, негативное влияние на малый и средний бизнес, установление высоких цен на товары и услуги, монополизацию рынка.
Были предложены конкретные меры по совершенствованию стратегических мер по антикартельному регулированию и развитию конкуренции в РФ, которые направлены на решение выявленных проблем.
Стратегия конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. определяет четыре приоритета в деятельности службы: создание благоприятной институциональной и организационной среды; снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков; обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования; создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Кроме того, в России были утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы. Кроме того, В 2017 году была принята Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года.
Список литературы
1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» (с изм. и доп. вступ. в силу с 29.07.2018).
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» (с изм. и доп. вступ. в силу с 29.07.2017).
3. Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
4. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.
5. Дажунц, Д. А. Цель и задачи антимонопольной политики государства / Д. А. Дажунц // Научное сообщество студентов: материалы XII Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 108–116.
6. Дикая, А.С. Картели и их влияние на экономическую безопасность страны / А.С. Дикая// Молодой ученый. — 2018. — №23. — С. 75-78.
7. Ермакова, Е.В. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования / Ермакова, Е.В. // Novainfo.ru. — 2017. — №63. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/12413
8. Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 280 c.
9. Кутлина, О.А. Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации / О.А. Кутлина, Н.Г. Вишневская // Молодой ученый. — 2017. — №18. — С. 151-154.
10. Маховикова, Г.А. Микроэкономика. Продвинутый курс: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова, С.В. Переверзева. - Люберцы: Юрайт, 2015. – 322 c.
11. Остапенко, А.В. Картельные сговоры в РФ / А.В. Остапенко // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 386-389.
12. Тенишев, А.П. Картелизация как фактор снижения эффективности государственных расходов в сфере закупок / А.П. Тенишев, Н.В. Бандурина // Вестник «Аксор». — 2016. — №4. — С. 57-62.
13. Филиппова, И.А. Основные характеристики антимонопольной политики в России / И.А. Филиппова, О.Р. Шалгина, А.М. Шаргунова // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 287-288.
14. Федеральная Антимонопольная служба: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная Антимонопольная служба. – 2004-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 23.10.2018).
15. РБК: Официальный сайт [Электронный ресурс] / РБК – 2012-2018. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 23.10.2018).