Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Курсовая работа: Конкуренция и ее роль в рыночной экономике (36 стр.)

Описание

План

Введение
1. Теоретические основы понятия конкуренции и ее роли в ры-ночной экономике
1.1. Понятие, сущность конкуренции как экономической катего-рии
1.2. Формы, виды и структура конкуренции
1.3. Функции конкуренции и ее роль в рыночной экономике
2. Состояние и перспективы развития конкуренции в России и развитых странах
2.1. Уровень развития конкуренции в развитых странах и России
2.2. Влияние мирового кризиса 2008 года на развитие конкурен-ции в России
2.3. Проблемы конкуренции в России и меры по их решению
Заключение
Список литературы

Введение

Рыночный хозяйственный механизм есть форма проявления системы экономических интересов субъектов рыночной экономики. Как всякая экономическая форма, хозяйственный механизм имеет собственное содержание.
Хозяйственный механизм - это совокупность экономических, организационных и правовых методов» обеспечивающих реализацию экономических интересов и законов общества как системы и способ-ствующих ее постоянному воспроизводству на качественно новой основе.
Хозяйственный механизм - одна из самых сложных экономиче-ских категорий. Он включает в себя всю систему экономических ка-тегорий в их самом различном соотношении. Труд, издержки, цена, прибыль, заработная плата, процент, рента, капитал, деньги, налог, кредит и т.д. - все эти категории, как и многие другие, здесь не пере-численные, но практически используемые в экономической жизни общества, так или иначе входят в хозяйственный механизм.
Изменения в социально-экономической жизни общества вызы-вают необходимость изменения экономических, правовых и органи-зационных норм в использовании экономических категорий и зако-нов прежде всего со стороны государства как хозяйствующего субъ-екта, призванного обеспечивать согласование в системе экономиче-ских отношений и законов. Другие хозяйствующие субъекты вынуж-дены учитывать изменения в хозяйственном механизме в своей дея-тельности.
Каждой социально-экономической системе свойствен свой хо-зяйственный механизм, определяемый характером господствующей собственности на средства производства. В рамках же однотипных социально-экономических систем могут иметь место значительные особенности в механизмах хозяйствования между странами. Для со-ветской модели хозяйствования главным элементом в хозяйственном механизме был план, имеющий силу директивы, государственного закона. Его составляющими были цена, зарплата, себестоимость, на-логи, процент и другие, регламентируемые государством.
В рыночной экономике в условиях частной собственности, сво-боды, инициативы и предпринимательства главным элементом хо-зяйственного механизма является конкуренция. Она обеспечивает координацию действий всех участников общественного производства через спрос, предложение, цены, издержки производства и т.д.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы данной работы.
Предмет исследования – конкуренция в России и развитых странах.
Цель работы – анализ современного состояния конкуренции в России.
Задачи работы:
• Исследование теоретических основ конкуренции как эконо-мической категории
• Исследование ее форм, видов, функций и роли в рыночной экономике
• Анализ современного состояния конкуренции в России и развитых странах
• Анализ проблем в развитии конкуренции в России и мер по из решению
Теоретическую и методическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области микроэкономики и экономической теории.

Заключение

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. На всех стадиях развития экономики конкуренция является главным средством развития производства. Многие экономисты считают, что конкуренция вызывает рост эффективности производства. Конкуренция с е соперническим духом заставляет производителя искать новые способы развития производства, используя новейшие достижения науки и техники, совершенствуя технологию производства.
В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыноч-ных условий от поведения отдельных участников рынка. В соответ-ствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкурен-ции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на со-ответствующем товарном рынке.
В экономической литературе большое внимание уделяется ви-дам конкуренции. В частности, различают совершенную и несовер-шенную конкуренцию, ценовую и неценовую.
В противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяй-ственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капи-тала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою эко-номическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправ-ными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Четыре основные причины того, почему сегодня так тяжело вы-держивать конкуренцию как развитых странах, так и в России в со-временное время.
1. Отсутствие различий.
2. Использование реакционной стратегии.
3. Товаризация.
4. Устаревшие подходы к практикам продаж.
Всемирный банк оценил конкуренцию в России. Эксперты вы-яснили, что 30% компаний в России вообще не сталкиваются с кон-куренцией, а 29% приходится конкурировать лишь с местными игро-ками рынка. И только 41% отечественных фирм соревнуется с дру-гими общероссийскими и международными производителями.
Осенью 2008 года в мировой экономике начался глобальный финансовый кризис. Ухудшение основных макроэкономических по-казателей в Российской Федерации объясняет и снижение ряда инди-каторов, демонстрирующих интенсивность конкуренции в экономи-ке. Вместе с тем, ряд характеризующих интенсивность конкуренции показателей в отдельных отраслях свидетельствует об ее усилении, что говорит о наличии у российской экономики прочного фундамен-та, факторов экономического роста, конкурентоспособных компаний.
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестицион-ного климата.
Таким образом, среди проблем, тормозящих развитие конку-ренции в нашей стране, являются:
1. Административные барьеры
2. Инфраструктурные ограничения конкуренции
3. Ограничивающие конкуренцию действия органов власти, ор-ганов местного самоуправления и их должностных лиц
4. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов.
Усилия антимонопольного органа должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения картелей и сниже-ние их устойчивости. Решение подобных задач возможно путем бо-лее широкого применения норм об освобождении от ответственности участника соглашения, сообщившего антимонопольному органу о сговоре, мониторинга рынков с олигополистической структурой, снижения барьеров входа на рынок, проведения оперативно-разыскных мероприятий, адвокатирования конкуренции с целью получения информации о наличии картелей от иных участников рынка.

Список литературы

1. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Микроэкономика: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 344с.
2. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 240с.
3. Богомолов В.С., Орловская В.П. Экономика предприятия. - М.: Академия, 2009. - 192с.
4. Быстров С.А. Микроэкономика. - М.: Герда, 2009. - 240с.
5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2008.-78с.
6. Гутман Г.В. экономическая терия. – М.: Финансы и статистика, 2008.-123с.
7. Игнатов В.Г. Экономика и управление. – М.: Тесса, 2008.-89с.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Родина, 2009.-567с.
9. Левшин М. Ф., Пономарёв В. В. Конъюнктура товарных рын-ков. - М.: Родина, 2008.-345с.
10. Новоселов А.С. Теория рынков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.-455с.
11. Петров П.В., Соломатин А.Н. Прогнозирование емкости рынка. Лекции. - СПб. ТЭИ, 2009.-267с.
12. Пересунько В.Н., Куцына С.Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры.- СПб.: Русь, 2009.-303с.
13. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В.Экономическая теория. Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2009.-287с.
14. Курс микроэкономики. Учебник. /Под редакцией Р. М. Ну-реева.- М.: Экономикс, 2008.-156с.
15. Микро и макроэкономика./ Под общей редакцией Г. С. Веч-канова. М.: Вестник, 2008.-304с.
16. Иванов А.Е. Оценка конкурентоспособности//Российский экономический журнал.-2009.- №3.-123с.
17. Цапелик В.В. Как увеличить конкурентоспособность бизне-су. // Вопросы экономики.- 2008.- № 21.-105с.
18. Глазова Е А. Проблемы бизнеса.// Правовед.- 2008.- №7.-128с.
19. Иванов А.В. Кризис и конкуренция.// Санкт-петербургские ведомости.-2009.-№ 149-112с.

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.