Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Курсовая работа: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ (40 стр.)

Описание

Содержание

Введение
1. Теоретические основы понятия рынка инноваций
1.1. Сущность рынка инноваций
1.2. Правовое регулирование рынка инноваций
2. Анализ становления и развития рынка инноваций в России
2.1. Показатели становления и развития рынка инноваций в России
2.2. Современное состояние рынка инноваций в России
3. Проблемы и перспективы развития рынка инноваций в России
3.1. Проблемы развития рынка инноваций в России
3.2. Перспективы развития рынка инноваций в России
Заключение
Список литературы

Введение

Развитие рынка инноваций требует принятия решений, так или иначе влияющих на институциональную среду. Принятие таких решений невозможно без информации о текущем уровне инновационной активности, которая поступает от статистических служб в виде определенного набора показателей. Но ответить на вопрос о том, какой этот уровень, недостаточно. Необходимо ответить на вопрос, почему он именно такой. Только ответ на этот вопрос позволит строить возможные сценарии развития социально-экономической сис¬темы в зависимости от изменения тех или иных ее параметров. Ведь принятие того или ино¬го макроэкономического решения есть ни что иное как внешнее для системы изменение ка¬ких-либо ее параметров.
Принятие правильных решений невозможно без наличия показателей, которые давали бы возможность с тем или иным уровнем приближения прогнозировать состояние системы на несколько периодов вперед. Построение таких показателей требует создания методоло¬гии, способной связать состояние системы на микроуровне (на уровне конкретного предпри-ятия) с процессами, которые происходят на макроуровне – на уровне всего рынка инноваций.
Чтобы применять те или иные методы стимулирования инновационной активности, необходимо понимать, какова текущая ситуация с количеством создаваемых нововведений, какие нововведения создаются, почему создаются именно такие нововведения и хотят ли вообще экономические агенты производить нововведения. Если хотят, то, что их побужда¬ет это делать, если не хотят, то, что им мешает. Необходимо понять, какие именно ново¬введения хотят делать экономические агенты — разрабатывать новые промышленные тех¬нологии или разрабатывать новые финансовые технологии перекачки денег и налоговой оптимизации.
Необходимо развивать и поддерживать рынок инноваций, так как в современной высоко конкурентной мировой экономике техническая и технологическая отсталость страны автоматически означает её выбытие из ряда экономически развитых стран, поскольку снижаются как показатели экономической мощи страны, так и показатели благосостояния её граждан.
Предмет работы – рынок инноваций.
Объект работы – показатели становления и развития рынка инноваций в России. Цель работы – анализ показателей становления и развития рынка инноваций в России.
Задачи работы:
• Исследование сущности рынка инноваций.
• Исследование правового регулирования рынка инноваций.
• Анализ показателей становления и развития рынка инноваций в России.
• Анализ современного состояния рынка инноваций в России.
• Исследование проблем развития рынка инноваций в России.
• Исследование перспектив развития рынка инноваций в России.

Заключение

Рынок инноваций представляет собой совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе обмена результатами инновационной деятельности и согласования интересов его участников по ценам, срокам и масштабам такого обмена.
Инновации будучи, несмотря на свою уникальность, все-таки товарной продукцией создаются и продаются в рыночных условиях. Вот почему к основным участникам инновационного процесса можно отнести следующие группы:
• Участники, предъявляющие спрос на инновации;
• Участники, формирующие предложение на инновации;
• Посредники инновационного процесса.
Необходимость регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инноваций меняется структура экономики. Ведь инновации выступают непосредственной причиной возникновения новых производств, отраслей и постепенного отмирания уже существующих.
В России значительная часть нововведений являются имитационными, а по уровню и инновационного развития наша страна продолжает отставать не только от развитых, но и развивающихся стран, закрепляясь в статусе мировой периферии.
Относительный объем вложений России в НИОКР в 5 раз меньше, чем в развитых странах, заявил президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин на бизнес-форуме в Ростове-на-Дону. В пересчете на душу населения Россия тратит на НИОКР менее 100 долл. в год, тогда как развитые страны – до 500 долл.
У бизнеса в России на это нет достаточного количества свободных денег, зато пока есть более простые модели получения прибыли. Поэтому у нас до сих пор практически нет рынка инноваций, а бизнес предпочитает покупать давно известные технологии за рубежом под видом новейших инновационных разработок.
Действительно, по данным Минэкономразвития, несмотря на значительные затраты по "Стратегии развития науки и инноваций в РФ до 2015г.", многие плановые показатели достигнуты не были. Например, хотя доля инновационной продукции в производстве выросла с 5,4% в 2006г. до 6,1% в 2013г., доля технологически инновационной продукции в экспорте сферы производства сократилась 12,5% в 2003г. до 4,9% в 2013г.
По данным некоторых исследований, общая доля стран СНГ на мировом рынке наукоемкой продукции уменьшилась с 8% в 1990г. до 0,3-0,4% в последние годы. Доля машин и оборудования в экспорте РФ в страны дальнего зарубежья сократилась с 18,3% в 1990г. до 3,6% в 2013г., в то время как доля энергоносителей составляет более 67%.
Расходы России на НИОКР составили в 2013г. всего 1,68% ВВП, причем вклад государства составил 0,56%, а бизнеса - 1,12%, следует из данных Росстата. В 2003г. государство вкладывало 0,31% ВВП, а частный сектор – 1,29% ВВП. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, сократилась к 2013г. на 18,1% по сравнению с 2000г., а по сравнению с 1992г. – в 2 раза.
Если в СССР доля предприятий, осуществляющих новаторскую деятельность, составляла около 50%, то сегодня в России технологическими инновациями занимаются не более 8,9%. В Восточной Европе этот показатель находится на уровне 25-30%, в Западной Европе – более 40-50%, следует из данных исследования ВШЭ и Росстата. Доля новых для рынка инновационных товаров, работ и услуг в России в 2013г. составила 0,8%, тогда как в Польше – 4,5%, в Германии – 3,3%, Португалии – 8,6%.
Доля принципиально новых производственных технологий среди созданных колеблется в 1997-2013гг. на уровне всего 10%. Россия ежегодно вынуждена выплачивать технологическую ренту за импорт разработок. Поступления от экспорта технологий в 2013г. составили 688,5 млн. долл., в то же время выплаты за импорт – 2,043 млрд. долл. Отрицательное сальдо оборота технологий, таким образом, составило -1,354 млрд. долл.
Ключевой особенностью организации инновационного процесса в России является тот факт, что, несмотря на развитость научной сферы, весьма незначительная часть научно-исследовательской продукции готова к продаже на рынке. Инфраструктура инновационного процесса в России неразвита. Появление посредников инноваций (технопарков, бизнес-инкубаторов, бирж технологий) происходит медленно, а работа их не всегда эффективна.
Важным недостатком существующей инновационной системы в РФ является отсутствие платежеспособного спроса на инновационную продукцию со стороны промышленных предприятий: во-первых, это связано с падением промышленного производства как такого; во-вторых, отсутствием необходимых средств для инициирования инновационных проектов.
Какие рекомендации можно дать в такой ситуации:
• Очевидно, что в развитии инноваций в России ведущую роль играет государство. От его эффективных решений зависит развитость инфраструктуры инноваций и даже повышение интереса к инновационной продукции со стороны промышленности.
• В связи с низким уровнем оплаты трудна в последние годы происходила «утечка мозгов» из ведущих научных отраслей. Возвращение российских специалистов, а также привлечение к работе в России ведущих зарубежных учёных также можно считать приоритетной задачей.
• Развитие конкурентоспособной инновационной среды. Конкуренция — является движущей силой в экономике инноваций. Именно из-за конкуренции компании «приходится» выдумывать, изобретать, чтобы задержаться на рынке. Это основное условие ее выживания. Создание центров коммерциализации инноваций, где среда будет именно инновационной, конкурентной, творческой — также один из методов развития инноваций в России.
• Ужесточение авторского права — как основного способа защиты от недобросовестной конкуренции, воровства технологий и т. п.
• Поощрение развития малых форм предприятий в инновационной сфере, в т.ч. посредством введения льготных налоговых режимов.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Стратегия утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
В Стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.(с изменениями и дополнениями)
2. Инновации, конкуренция и предпринимательство / Под ред. С.Г. Светунькова.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013.– 396 с.
3. Инновационная экономика. / Под ред. С.Г. Светунькова – М.: Наука, 2014. – 456с.
4. Концептуальные основы теории предпринимательских инноваций / Под ред. проф. С.Г.Светунькова. – СПб.: СПбГУЭФ, 2013.
5. Кузнецова С.А., Маркова В.Д. Развитие инновационного рынка как механизма распространения наукоемкой продукции. - Новосибирск, 2012. – 107 с.
6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М.: Инфра-М, 2014. – 437с.
7. Симчера В.М. Развитее экономики России за 100 лет: 1900 – 2010. Исторические ряды, вековые тренды, институциональные циклы. – М.: Наука, 2013. – 467с.
8. Словарь инновационных терминов. Авторы-составители: Мингалева Ж.А., Григорьян О.С. - М.: Международный фонд Н.Д.Кондратьева, 2013. – 343с.
9. Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Под ред. Проф. Ю.В.Яковца. - М.: Международный фонд Н.Д.Кондратьева, 2012. – 467с.
10. Дризе Ю. Кто бы подтолкнул? // Поиск, № 41, 2012 г. – С. 7.
11. Милованова Н.В. Роль маркетинга на рынке инноваций // Проблемы экономики и управления на современном этапе развития предприятий: Материалы межвуз. науч.-практ. экон. конф. студентов и аспирантов. - Пенза, 2013. – С. 108.
12. Светуньков С.Г., Ишутин Р.В. Понятие «рынок инноваций» и его определение Развитие российского и регионального бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Псков. – СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2013. – с.98
13. Туманян И. В. Рынок инновационных услуг как элемент рыночной инфраструктуры. // Сборник научных трудов. Серия «Экономика», вып. 6 - СевКавГТУ. Ставрополь, 2012. - 109 с.
14. Министерство науки и образования РФ http://минобрнауки.рф

 

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.