Курсовая работа: Управление мотивацией и стимулированием работников организации (42 стр.)

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием работников организации
1.1 Сущность и виды мотивации и стимулирования работников организации
1.2 Методы анализа эффективности управления мотивацией и стимулированием работников организации
1.3 Направления улучшения управления мотивацией и стимулированием работников организации
Глава 2. Экономико-правовая характеристика АО «ИЭМЗ «Купол»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Организационное устройство
2.3 Экономические условия хозяйствования
2.4 Экономические показатели деятельности
Глава 3. Анализ эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол»
3.1 Характеристика мотивации и стимулирования работников организации
3.2 Выявление недостатков в управлении мотивацией и стимулированием работников организации
3.3 Оценка экономических потерь от недостатков в управлении мотивацией и стимулированием работников организации
Глава 4. Повышение эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол»
4.1 Обоснование комплекса мероприятий по повышению эффективности управления мотивацией и стимулированием работников организации
4.2 Разработка практического механизма реализации предлагаемых мероприятий
4.3 Экономическая эффективность мероприятий по повышению эффективности управления мотивацией и стимулированием работников организации
Заключение
Список литературы
Введение
Трудовые ресурсы организации в современной экономике выступают в качестве одного из главных ресурсов, который в наибольшей степени оказывает влияние на показатели деятельности организации. Обеспечение высокой производительности труда приводит к росту финансовых результатов организации в целом. Главным фактором роста производительности труда выступает не только положение о том, какой объем работы выполнил работник в единицу времени, но и какими затратами это было достигнуто. Рост производительности труда является основным рычагом повышения как финансовой, так и социальной эффективности управления организацией.
Одним из факторов повышения производительности труда является эффективная система мотивации и стимулирования работников. По результатам многих исследований в области менеджмента видно, что эффективность работника зависит от применяемых мер материальной и нематериальной мотивации труда.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что сегодня в условиях кризисных явлений в экономике России от эффективной системы мотивации зависят производительность труда и финансовые результаты деятельности организации в целом. Анализ управления мотивацией и стимулированием работников организации позволяет выявить резервы повышения производительности труда и улучшения финансовых результатов организации.
Исследованию вопросов управления мотивацией и стимулированием работников организации посвящено множество трудов ученых. Теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием работников организации отражены в учебных пособиях А.П. Балашова, Ю.Е. Галкиной, И.В. Головкина, В.В. Глухова, П.В. Журавлева, С.А. Карташова, С.А. Шапиро, В.И. Королева и др.
Целью исследования является анализ системы управления мотивацией и стимулированием работников организации объекта исследования и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием работников организации;
исследовать экономико-правовую характеристику АО «ИЭМЗ «Купол»;
провести анализ эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол»;
предложить мероприятия по повышению эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол».
Объектом исследования является организационно-управленческая деятельность АО «ИЭМЗ «Купол».
Предметом исследования является управление мотивацией труда сотрудников данной организации.
Теоретико-методологической базой исследования является учебная литература, статьи в периодической печати.
Эмпирической базой исследования является бухгалтерская и управленческая документация организации.
Содержание работы формирует ее структуру. Во введении сформированы цель и задачи работы. Теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием работников организации осуществлено в теоретической части работы. Проведение анализа экономико-правовой характеристики АО «ИЭМЗ «Купол» и эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол», а также предложены меры по повышению эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол» представлено в практической части работы. Обобщенные выводы по всему исследования представлены в заключении.
Заключение
Мотивация предполагает действия, в результате которых у работника появляется желание плодотворно трудиться на благо фирмы, не ожидая при этом денежного поощрения со стороны руководства. Стимулирование – это прямо или косвенно побуждение работника к активной деятельности. Мотивация реализуется через совокупность стимулов. Различают материальную и нематериальную мотивацию. При этом материальная мотивация подразделяется на денежную и неденежную мотивацию. Основным видов материальной денежной мотивации является заработная плата. В каждой зарубежной стране есть свои особенности системы мотивации персонала. Под управлением мотивацией труда сотрудников организации понимается совокупность действий ее руководства по анализу и совершенствованию текущей системы мотивации для улучшения производительности труда и финансовых результатов организации.
Количественные методы анализа управления мотивацией и стимулированием работников организации включают в себя: динамический анализ оплаты труда; факторный анализ фонда оплаты труда. Качественные методы анализа управления мотивацией и стимулированием работников организации включают в себя: интервью (опрос) персонала; тестирование.
Направления совершенствования управления мотивацией и стимулированием работников организации включает в себя меры по совершенствованию материальной и нематериальной мотивации, совершенствованию организации труда, вовлечению сотрудников в управление организацией, повышению профессионального уровня персонала.
Основным видом деятельности АО «ИЭМЗ «Купол» является производство радио- и телевизионной передающей аппаратуры. «ИЭМЗ «Купол» имеет такую организационно-правовую форму как акционерное общество. Организационная структура АО «ИЭМЗ «Купол» имеет линейный тип управления.
Наиболее значимыми внешними факторами внешней среды являются государственные и местные органы власти и конкуренты. среди организаций-конкурентов по конкурентоспособности продукции лидирует ГУ ЛОК «Дзержинец». АО «ИЭМЗ «Купол» от главного конкурента больше всего отстает по уровню цен.
Результаты исследования показали, что в целом за 2018-2020 гг. произошло снижение эффективности использования ресурсов предприятия в результате снижения объема продаж. В целом конечные финансовые результаты АО «ИЭМЗ «Купол» за 2018-2020 гг. улучшились.
В АО «ИЭМЗ «Купол» используется как материальная, так и нематериальная мотивация. У каждого стимула в мотивационной системе есть свои особенности. Наблюдается положительное изменение заработной платы АО «ИЭМЗ «Купол» за 2018-2020 гг. в связи с ее индексацией.
Для выявления недостатков в управлении мотивацией и стимулированием работников был задан ряд вопросов выборке персонала. В целом в результате опроса были выявлены некоторые недостатки в управлении мотивацией и стимулированием работников организации – персонал не удовлетворяет спектр дополнительного материального стимулирования.
Прогнозное значение снижения производительности труда и объема продаж рассчитали на основе оценок экспертов по причине неудовлетворенности персонала системой мотивации и стимулирования. Оно составило 6% или 817951,92 тыс. руб.
Было выявлено, что необходимо расширение спектра дополнительного материального стимулирования для всех категорий работников. Для повышения эффективности управления мотивацией и стимулированием работников АО «ИЭМЗ «Купол» было предложено реализовать следующие мероприятия:
введение дополнительных премий за досрочное выполнение производственной программы по итогам месяца для руководителей;
введение дополнительных премий за отсутствие простоев оборудования для специалистов по итогам месяца;
введение дополнительных премий за уменьшение брака продукции для рабочих по итогам месяца. Был представлен календарный план мероприятий.
Прогнозное значение повышения производительности труда и объема продаж рассчитали на основе оценок экспертов. В качестве экспертов сотрудники предприятия, на основе мнения которых было рассчитано среднеарифметическое значение производительности труда и объема продаж в результате реализации данных мероприятий. Реализация мероприятий приведет к росту выручки на 9%, росту прибыли до налогообложения – на 11,98%.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят Государственной думой 21 октября 1994 года. - Москва: Эксмо, 2021. - 640 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной думой 21 декабря 2001 года. - Москва: Эксмо, 2021. - 256 с.
3. Антонова, А.В. Мотивация персонала как функция управления //Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2022. №7. – С. 10–18.
4. Балашов, А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 412 c.
5. Балашов, А.П. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие / А.П. Балашов. М.: Вузовский учебник, 2018. 412 c.
6. Бондаренко, Д.В. Совершенствование мотивации работников в организации //Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2021. №6. – С. 10–16.
7. Верна, В.В. Проблемы формирования эффективной системы стимулирования работников предприятия // ScienceJuice. 2021. №3. – С. 62–68.
8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. М.: Проспект, 2017. 320 c.
9. Гречко, В.А. Мотивация персонала в современной компании // Материалы VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. 2021. №5. – С. 142–146.
10. Елисеева, Е.А. Эффективность внутренней и внешней мотивации работников предприятия //МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ». 2022. №5. – С. 50–52.
11. Иванова, Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова. М.: КноРус, 2018. 256 c.
12. Ксенофонтова, Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. М.: КноРус, 2018. 256 c.
13. Кукушкин, С.Н. Теория бизнес-организации: Монография / С.Н. Кукушкин, В.В. Янковская, Е.А. Наумова. М.: Инфра-М, 2018. 408 c.
14. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. М.: Инфра-М, 2019. 412 c.
15. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. М.: Инфра-М, 2019. 492 c.
16. Новичков, Н.В. Теория организации (для бакалавров) / Н.В. Новичков. М.: КноРус, 2017. - 288 c.
17. Подлесных, В.И. Теория организации: учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов, В.И. Подлесных. М.: Инфра-М, 2017. 499 c.
18. Сулейманова, А.Ф. Виды мотивации работников в современном мире //Передовые научно-технические и социально-гуманитарные проекты в современной науке. 2022. №5. – С. 194–196.
19. Теория организации: учебник / Под ред. Ременникова В.Б. М.: Юнити, 2017. 384 c.
20. Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: Юнити, 2017. 438 с.
21. Интернет-журнал «Про персонал». Режим доступа: http://www.pro-personal.ru (дата обращения: 04.11.2022).