Регистрация/
Вход
Корзина пуста

Курсовая работа: Анализ бюджета Московской области (47 стр.)

Описание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика региона 3
1.1 Географические и местные преимущества 3
1.2 Социально-экономическое положение 5
Глава 2. Финансовое состояние 13
2.1.Статьи доходной и расходной части бюджета 13
2.2 Бюджетная система Московской области 14
2.3 Анализ доходной части бюджетов 17
2.4 Анализ расходной части бюджета 21
2.5 Собираемость налогов 28
Заключение 34
Список литературы 37
Приложение №1 Структура бюджета Московской области 38
Приложение №2 Исполнение бюджета Московской области 43

Введение

Базовой единицей территориальной организации общества является регион как локализованная и, в определенном смысле, самостоятельная часть социально-экономического комплекса страны, характеризующаяся специфическим пространством, определенной однородностью экономической и социальной структуры, природного и культурного ландшафта, системой отличительных критериев формирования и функционирования (географического, производственно-функционального, градостроительного, социологического, управленческого).
Инвестиционное положение региона — это совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов региона, необходимых для его развития при условии максимального их использования для производства конкурентоспособной продукции и наиболее полного удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, с учетом интересов государства и бизнеса.
Аналитическое исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России» направлено на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов федерации, выработку предложений для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению позиций своих регионов в рейтинге. Результаты рейтинга ежегодно, начиная с 1996 года, публикуются в журнале «Эксперт».
В 2015 году РА «Эксперт» Московской области присвоен рейтинг 1А «Высокий потенциал - минимальный риск».
Московская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Центрального федерального округа. Московская область – один из наиболее динамично развивающихся индустриальных регионов России, с мощным научным и образовательным потенциалом, крупными агропромышленными и транспортными комплексами; обладает развитой минерально-сырьевой базой, что позволяет не только поддерживать промышленный потенциал региона, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и продукцию его передела в другие субъекты Российской Федерации. Территория области характеризуется наиболее интенсивным в Российской Федерации недропользованием.
Таким образом, целью данной работы является анализ экономических, финансовых, и социальных сфер жизни региона и сопоставление полученных данных с инвестиционными рейтингами Московской области.
Предметом исследования выступает Московская область.
Объект исследования – социально-экономическое положение области, структура и исполнение бюджета региона, объем внутреннего государственного долга и инвестиционная среда региона.
Данная работа состоит из 2-х глав. В первой главе автор рассматривает географические и социально-экономические показатели Московской области. Во второй главе автор акцентирует внимание на бюджетах Московской области за 2013-2015 гг., проводит анализ его доходной, расходной частей, рассматривает исполнение бюджета. В заключении мы сопоставляем все полученные результаты и делаем вывод относительно инвестиционного положения региона и оправданности выставляемых рейтинговых оценок.
Информационной базой данного проекта послужили официальные сайты Правительства Московской области, счетной палаты, департамента инвестиционной политики и другие. Правовую основу работы составили Бюджетный кодекс Российской Федерации, а так же Законы Московской области.

Заключение

Московская область на юге граничит с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской, на северо-западе и севере — с Тверской, на северо-востоке — с Ярославской, на севере и северо-востоке — с Владимирской, на юго-востоке — с Рязанской областями. В 1990-е и 2000-е годы важнейшими конкурентными преимуществами, обеспечивавшими рост экономики Московской области, были близость к Москве и относительная дешевизна основных факторов производства. Теперь в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры важнейшую роль играет способность производить и внедрять инновации, предоставлять экономике кадры нужной квалификации и необходимую деловую инфраструктуру, обеспечивать поддержку – финансовую, организационную, маркетинговую. Активизация использования этих конкурентных преимуществ требует согласованных усилий власти и бизнеса. Московская область относится к регионам с наиболее диверсифицированной и «несырьевой» структурой экономики. Московская область – это высоко урбанизированный регион, ряд территорий которого перенасыщены различными объектами, в том числе значительными объемами нового жилищного строительства, особенно в муниципальных образованиях, непосредственно граничащих с Москвой. При этом отчетливо прослеживается целый ряд «дисбалансов». Главным образом, это отставание ввода мест приложения труда, особенно высокопроизводительных, и развития транспортной инфраструктуры от темпов жилищного строительства; отставание распространения современных форматов торговли и услуг, а также деловой недвижимости от имеющегося спроса. Устранение этих дисбалансов приведет к существенному повышению качества среды.
По масштабу экономики Московская область занимает третье место в стране после Москвы и Тюменской области. По оценкам ВРП Московской области в 2015 г. составит 2885,5 млрд. руб. Как и в большинстве регионов страны, темпы экономического роста существенно замедлились после кризиса 2008-2009 гг. (с 8,7% в 2005-2008 гг. до 4,3% в 2010-2014 гг.). В 2015 г. ожидается снижение физического объема ВРП на 2,8%. Начиная c 2013 г. рост ВРП Московской области замедляется слабее, чем в среднем по России и чем в Москве, но сильнее, чем в соседних регионах ЦФО. Промышленность Московской области в настоящее время ориентирована, прежде всего, на внутрироссийский спрос. Среди отраслей наибольший экспорт наблюдается в химической промышленности (прежде всего, за счет удобрений), однако он составляет лишь 9% от общей производимой продукции, что значительно ниже уровня ЦФО, где экспорт составляет более 20% от производства. По оценкам Мособлстата среднедушевые денежные доходы населения Московской области в 2015 г. составят 36,1 тыс. руб. в месяц, что выше чем в среднем по ЦФО, но существенно ниже, чем в Москве. В течение последних лет отмечается постоянная тенденция снижения естественной убыли населения (-1,3‰ в 2014 г.), происходящая одновременно как за счёт роста рождаемости (12,5‰ в 2014 г.), так и вследствие снижения смертности (13,8 ‰ в 2014 г.).
В целом по экономическому положению Московская область соответствует рейтингу 1А «Высокий потенциал - минимальный риск».
Закон Московской Области от 19 сентября 2007 года N 151/2007-ОЗ «О бюджетном процессе в Московской области» регламентирует бюджетный процесс. Порядок и сроки составления проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для предоставления одновременно с проектом бюджета Московской области, устанавливаются Правительством Московской области.
Важнейшие части бюджета – это его доходная и расходная части.
 доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
 расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Классификация доходов и расходов бюджета имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы государства. Специфика бюджетной политики во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны. При составлении и исполнении областного бюджета и местных бюджетов области используется бюджетная классификация Российской Федерации.
За анализируемый период доходы бюджета по факту выросли с 320 926,24 до 393 145,29 млн. руб. При этом был выполнен план по доходам в 2013-2014 гг., а в 2015 г. нет. Доходы бюджета Московской области по факту за 2015 год составили 393145 млн. руб., что на 0,33% меньше запланированных доходов. На это повлияло уменьшение неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в бюджет. Наибольший удельный вес в доходах занимали налоговые доходы – 82,11%, а наименьший – неналоговые доходы – 4,04%.
За анализируемый период расходы бюджета по факту выросли с 314 501,15 до 392 748,27 млн. руб. При этом во все года расходы по факту были меньше запланированных расходов. Расходы бюджета Московской области по факту за 2015 год составили 392748,27 млн. руб., что на 12,09% меньше запланированных расходов. На это повлияло уменьшение всех расходов. Наибольший удельный вес в расходах занимали расходы на образование – 27,14%, а наименьший – расходы на национальную оборону – 0,05%.
Расходы бюджета Московской области по факту за 2015 год на социальную политику составили 79647,35 млн. руб., что на 2,17% меньше запланированных расходов. На это повлияло уменьшение всех составляющих расходов. Наибольший удельный вес в расходах на социальную политику занимали расходы на социальное обеспечение населения – 70,86%, а наименьший – расходы на пенсионное обеспечение – 0,45%.
В целом по факту за 2013 год получился профицит бюджета в размере 6,43 млрд. руб., а в 2014-2015 гг. – дефицит в размере 5,55 млрд. руб. и 0,4 млрд. руб. соответственно.
Исходя из проведенного анализа, можно выявить проблему дефицита бюджета Московской области за последние два года. Одна из главных тенденций — рост расходов региональной казны под влиянием решений, принимаемых федеральными органами. Пути оптимизации сбалансированности регионального бюджета зависят не только от экономической ситуации по стране и регионе в отдельности, но и от политической. Не маловажным вопросом является исключение случаев формирования «раздутого» бюджета Московской области, когда в плановые расходы бюджета включаются сомнительные или нецелесообразные статьи. Кроме того, нельзя не сказать о коррупции при формировании бюджета Московской области.
За анализируемый период налоговые доходы бюджета Московской области выросли по факту с 264269,4 до 322828 млн. руб. При этом план был выполнен только в 2014-2015 гг.
За 2015 год налоговые доходы по факту составили 322828 млн. руб., что выше запланированных доходов на 1,08%. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимал налог на доходы физических лиц (31,62%), а наименьший – прочие налоговые доходы (2,52%).
На основании анализа налоговых поступлений можно сделать вывод о том, что объем налоговых поступлений на душу населения от всех собранных налогов за анализируемый период уменьшился с 0,0375 до 0,0032 млн. руб./ чел., а от региональных увеличился с 0,006 до 0,0069 млн. руб./ чел.
Таким образом, наблюдается отрицательная тенденция по объему налоговых поступлений на душу населения от собранных налогов в целом, но по региональным налогам – она положительная.
В настоящий момент можно выделить следующие основные проблемы развития налоговой системы в России, которые влияют не собираемость налогов:
 Неоднозначность толкований.
 Теневая экономика.
 Налоговая нагрузка.
 Проблема дифференциации НДФЛ.
Крайне важно планомерно и системно совершенствовать инструменты налогового администрирования и выстраивать деятельность ФНС России так, чтобы она была способна в кратчайшие сроки адаптироваться к меняющимся условиям.

Список литературы

1. Российская Федерация. Бюджетный Кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. Закон от 31.07.1998г. №145-ФЗ.
2. Российская Федерация Московская область. Законы. Об исполнении областного бюджета за 2013 год [Текст]: областной закон от 19.06.2014 г.
3. Российская Федерация Московская область. Законы. Об исполнении областного бюджета за 2014 год [Текст]: областной закон от 18.07.2015 г.
4. Российская Федерация Московская область. Законы. Об исполнении областного бюджета за 2015 год [Текст]: областной закон от 27.07.2016 г.
5. Официальный сайт Правительства Московской области / режим доступа: http://mosreg.ru/
6. Официальный сайт Министерства экономики Московской области / режим доступа: http://me.mosreg.ru/
7. Официальный сайт Министерство инвестиций и инноваций Московской области / режим доступа: http://mii.mosreg.ru/
8. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации / режим доступа: http:// http://msko.gks.ru
9. Официальный сайт Управления Федеральной Налоговой Службы по Московской области / режим доступа: http://www.n46.ru/
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / режим доступа: http://www.gks.ru
11. Портал «Открытый бюджет Московской области» http://budget.mosreg.ru/
12. Аналитический сервер [Электронный ресурс] / режим доступа: http://raexpert.ru/
13. Аналитический сервер [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.mspmo.ru
14. Аналитический сервер [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.regcomment.ru/

Рецензии

Никаких рецензий на этот товар пока не написано.