Курсовая работа: Доходы и расходы областного бюджета Воронежской области (40 стр.)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Теоретические аспекты построения бюджета и бюджетной систе-мы………………………………………………………………………..
5
1.1. Сущность и функции бюджета………………………………… 5
1.2. Организация и принципы построения бюджетной системы РФ. Структура бюджетной системы РФ……………………….
9
1.3. Социально-экономическая характеристика и процесс приня-тия областного бюджета…………………………………………
14
2. Практика формирования и расходования средств областного
бюджета (на примере Воронежской области)………………………..
21
2.1. Состав и структура доходов областного бюджета Воронеж-ской области. Проблемы формирования доходов областного бюджета………………………………………………………….
21
2.2. Состав и структура расходов областного бюджета Воронеж-ской области……………………………………………………..
26
2.3. Оценка качества сбалансированности областного бюджета
Воронежской области……………………………………………
30
Заключение…..…………………………………………………………. 36
Список использованных источников……………................................. 39
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных элементов финансовой системы государства являются региональные бюджеты. Экономическая реформа, которая проводится в России с начала 90-х гг., в первую очередь, задела финансовую сферу, и прежде всего бюджетную политику, фундаментом которой является бюджетная система. Механизм бюджетной системы определяет основные принципы принятия и исполнения всех уровней бюджетов, дают политической власти возможность регулировать экономику, финансировать и стимулировать ее главные отрасли, обеспечивать социальную поддержку социально незащищенным гражданам.
В последние годы формирование и расходование региональных бюдже-тов сопряжено с рядом проблем в финансовой системе России и экономике в целом. К таким проблемам можно отнести падение уровня доходов граждан и организаций, рост коррупции, рост теневого сектора экономики, инфляция, проблемы взимания налогов и сборов в регионах страны, пандемия коронови-руса. Поэтому тема исследования региональных бюджетов на сегодняшний день особенно актуальна.
Целью курсовой работы является обоснование теоретических и практических аспектов, связанных с формированием и расходованием средств областного бюджета, а также оценка качества сбалансированности бюджета.
Достижение этой цели требует постановки и решения следующих основ-ных задач, определяющих логику курсовой работы и ее внутреннюю структуру:
определить сущностные характеристики бюджета как экономической категории;
выявить функции бюджета и дать им характеристику;
изучить организацию и принципы построения бюджетной системы РФ;
представить бюджетную систему РФ и определить место областного бюджета в этой системе;
дать социально-экономическую характеристику Воронежской области и порядок принятия областного бюджета;
проанализировать состав и структуру доходов и расходов областного бюджета Воронежской области;
обозначить проблемы формирования доходов областного бюджета;
оценить качество сбалансированности областного бюджета воронеж-ской области.
Объектом исследования в курсовой работе является бюджет Воронежской области, его доходы и расходы.
Предметом исследования выступают социально-экономические отноше-ния, возникающие по поводу формирования и использования средств областного бюджета.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области финансов. Методология исследования основывается на использовании диалектической логики, многоуровневого, комплексного и системного подходов. В процессе исследования были использованы как общенаучные методы исследования (диалектический и историко-логический, анализа и синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному), так и специальные (экономико-статистический, сравнения и др.).
Информационно-эмпирическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых экономистов и практиков, материалы научных конференций и семинаров по изучаемой проблематике, информация официальных и тематических сайтов в сети Интернет, данные, опубликованные в периодических изданиях, а также информация опубликованная Росстатом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе раскрыта экономическая сущность бюджета как эко-номической категории, выявлены функции бюджета и дана их характеристика, изучена организация и принципы построения бюджетной системы РФ, пред-ставлена бюджетная система РФ и определено место областного бюджета в этой системе. При этом решены поставленные в работе следующие задачи.
1. Сформулировано обобщенное определение понятия бюджета. Бюджет служит финансовой базой деятельности органов государственной власти в реализации им функций и задач.
2. Рассмотрены функции бюджета. Функции бюджета отражают его сущ-ность и роль в социально-экономических процессах государства. Они могут оказывать стимулирующее воздействие на экономическое развитие страны или его ограничивать. Стоит отметить, что основными из них являются распределительная и контрольная функции.
3. Изучены организация и принципы построения бюджетной системы РФ. Организация бюджетного процесса представляет собой совокупность стадий по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю по исполнению бюджета на основе законодательно установленных принципов.
4. Исследована социально-экономическая характеристика Воронежской области и порядок принятия областного бюджета. Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) представляет собой сформированный из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездный поступлений фонд, средства которого направляются на выполнение государственных функций органов региональной власти. Социально-экономическая характеристика областного бюджета определяется задачами органов региональной власти по обеспечению развития экономики региона и социальной защиты граждан, проживающих в регионе. Источниками формирования налоговых доходов региональных бюджетов являются налоги и сборы. К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: соб-ственные налоговые доходы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов. К расходам субъектов РФ относятся все затраты на обеспечение деятельности региональных органов власти по социально-экономическому развитию регионов. Администрация области начинает работу над составлением проектов бюджетов. С учетом решений согласительной комиссии финансовое управление администрации области дорабатывает проект областного бюджета. Областная Дума рассматривает проект в трех чтениях.
5. Проведен анализ состава и структуры доходов и расходов областного бюджета Воронежской области. В целом налоговые доходы бюджета Воронежской области за 2018-2020 гг. выросли на 2764,4 млн. руб. или на 3,49%. Наибольший удельный вес занимали налог на прибыль организаций и НДФЛ, а наименьший удельный вес занимали прочие налоговые доходы. В целом большие структурные сдвиги в структуре налоговых доходов бюджета Воронежской области за 2018-2020 гг. отсутствовали. В целом неналоговые доходы и безвозмездные поступления бюджета Воронежской области за 2017-2019 гг. выросли на 15914,4 млн. руб. или на 47,13%. Рост безвозмездных поступлений связан с увеличением финансирования национальных проектов и мер по борьбе с пандемией. В целом большие структурные сдвиги в структуре неналоговых доходов и безвозмездных поступлений бюджета Воронежской области за 2018-2020 гг. также отсутствовали. В целом расходы бюджета Воронежской области за 2018-2020 гг. выросли на 46011,10 млн. руб. или на 45,06%. Резкий рост расходов связан со значительным увеличением общегосударственных расходов, расходов на национальную экономику, здравоохранение и социальную политику в связи с правлением кризисных явлений, реализацией национальных проектов и финансированием борьбы с пандемией. Наибольший удельный вес занимали расходы на социальную политику и национальную экономику, а наименьший удельный вес занимали расходы на национальную оборону.
6. Были выделены проблемы формирования налоговых доходов регио-нального бюджета Воронежской области, основными из которых выступает снижение сборов по налогу на прибыль, налогу на имущество и прочим нало-гам и снижение неналоговых доходов.
7. Проведена оценка качество сбалансированности областного бюджета воронежской области. В целом можно сделать вывод о том, что по причине ухудшения экономической ситуации в стране за 2018-2019 гг. и роста расходов наблюдается снижение профицита бюджета Воронежской области. В 2020 году образовался дефицит. Были предложены меры по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2020. – 496 с.
2. Об общих принципах организации законодательных (представи-тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации: федер. закон от 6 окт. 1999 г. № 184-ФЗ (с изм. и доп. от 22 дек. 2020 г.). – (http://www.consultant.ru).
3. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. М.: Юнити-Дана, 2017. 687 c.
4. Борисоглебская Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А. Кирсанов. М.: Андреевский Издательский дом, 2018. 360 c.
5. Бюджетная система России: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: Юнити, 2016. 591 c.
6. Воронцов В.А. Государственный бюджет и государственные долги России / В.А. Воронцов. - М.: Медиа, 2017. 139 c.
7. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2018. 391 с.
8. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ (для бакалавров) / Д.В. Де-ментьев. - М.: КноРус, 2017. 280 c.
9. Епифанов В. А. Государственное управление финансами и креди-том в современных условиях хозяйствования: учебное пособие / В.А. Епифа-нов, А.А. Паньковский. Москва: Наука, 2017. 462 c.
10. Золотарева Г.И. Бюджетная система РФ: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. - М.: КноРус, 2017. - 376 c.
11. Иванова О.Б. Государственные и муниципальные финансы / О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. М.: Феникс, 2017. 320 c.
12. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учеб-ное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. М.: Вузовский учебник, 2018. 334 c.
13. Левина, В.В. Бюджетная система РФ: учебник / В.В. Левина. Рн/Д: Феникс, 2019. 412 c.
14. Малиновская О. В. Государственные и муниципальные финансы / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. М.: КноРус, 2017. 480 c.
15. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 400 c.
16. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управ-ления: учеб. пособие / В. П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с.
17. Понкратова А. Г. Доходы и расходы региональных бюджетов РФ / А. Г. Понкратова // Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 210-213.
18. Понкратова А.Г. Экономическая сущность регионального бюджета и его функции / А.Г. Понкратова// Молодой ученый. 2019. № 42 (280). С. 208-210.
19. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: учеб-ник и практикум / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Юрайт, 2016. 334 с.
20. Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: учебное пособие / А.З. Се-лезнев. М.: Магистр, 2016. 352 c.
21. Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы / под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2016. 763 c.
22. Угурчиев О.Б. Основы государственного и муниципального управ-ления: учеб. пособие / О.Б. Угурчиев, Р. О. Угурчиева. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. 378 с.
23. Якушев А.В. Государственные и муниципальные финансы / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2016. 474 c.
24. Контрольно-счетная палата Воронежской области. (https://ksp-vrn.ru)
25. Официальный портал органов власти Воронежской области. (https://www.govvrn.ru).