Курсовая работа: Некоммерческий сектор экономики УР: анализ и перспективы развития (29 стр.)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты понятия некоммерческого сектора экономики
1.1. Сущность и структура некоммерческого сектора экономики
1.2. Правовое регулирование некоммерческого сектора экономики
2. Анализ развития некоммерческого сектора экономики Удмуртской республики
2.1. Показатели развития некоммерческого сектора экономики Удмуртской республики
2.2. Проблемы и перспективы развития некоммерческого сектора экономики Удмуртской республики
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия некоммерческий сектор стал значимой силой в глобальной экономике, так как некоммерческий сектор обеспечивает занятость населения. Он более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.). Некоммерческий сектор представляет интересы различных групп общества, обеспечивает им широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, формирует общественное мнение. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. Некоммерческий сектор занимается защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.
Некоммерческий сектор – это источник социальных инноваций и организационная основа гражданского общества. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).
Сильный некоммерческий сектор – важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития территории. Однако существующее сопротивление между государственной властью, бизнесом и некоммерческим сектором сопряжено с рядом проблем, сформировавшихся исторически под влиянием социальных факторов. Таким образом, в условиях продолжающейся трансформации взаимоотношений между властью, бизнесом и некоммерческим сектором остро встает вопрос о построении системы социального партнерства, регламентирующей отношения с государственной властью, и разработке комплексной программы участия государственной власти, представителей бизнеса, контрагентов и общественности в социально-экономическом развитии регионов и формировании их имиджа.
Актуальность темы работы заключается в том, что деятельность некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста, что оказывает значительное влияние на развитие региона.
Целью работы является исследование некоммерческого сектора экономики региона.
В соответствии с целью необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить сущность и структура некоммерческого сектора экономики;
• изучить правовое регулирование некоммерческого сектора экономики
• исследовать показатели развития некоммерческого сектора экономики Удмуртской республики;
• исследовать проблемы и перспективы развития некоммерческого сектора экономики Удмуртской республики.
Информационной базой работы послужила учебная литература, статьи в периодической печати и аналитические материалы органов государственной власти.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех развитых демократических государствах развитый коммерческий сектор является предметом гордости и считается основой гражданского общества. Он включает в себя огромное количество различных объединений, работающих на благо общества. Часто методы и формы работы некоммерческих организаций превосходят в эффективности государственные организации, поэтому во многих странах НКО занимаются поддержкой и защитой населения, экологией, местным самоуправлением, медициной, образованием, социальной реабилитацией, оказанием специфических консалтинговых услуг и т.д.
Главными элементами структуры некоммерческого сектора выступают различные некоммерческие предприятия. Некоммерческое предприятие – это организация, целью функционирования которой является не получение прибыли, а выполнение культурных, образовательных, благотворительных задач. Такими задачами могут быть защита прав граждан, развитие спорта и пропаганда здорового образа жизни, удовлетворение духовных потребностей граждан.
Статус некоммерческих организаций (НКО) был впервые закреплен еще в 1991 году в Основах гражданского законодательства СССР. В настоящее время деятельность НКО регулируется федеральным законом «О некоммерческих организациях». Основное отличие, позволяющее различать коммерческие и некоммерческие организации, заключается в цели деятельности: у коммерческих организаций - это получение прибыли, у некоммерческих - удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, достижение социальных, благотворительных, культурных или иных общественно полезных целей.
С 1 сентября 2014 года в связи с изменениями законодательства сократилось количество организационно-правовых форм, в которых может быть зарегистрирована некоммерческая организация.
По данным Управления Минюста России по Удмуртской Республике на конец 2015 года в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций состояло 1967 организаций, что составляет 5% от общего числа организаций республики.
Наибольшая доля в структуре некоммерческого сектора Удмуртии принадлежит общественным объединениям. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, почти 1500 социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляют свою деятельность на территории Удмуртии.
Сегодня в Удмуртии активно работают 32 республиканских национально-культурных общественных организаций, объединяющих представителей 22 народов. В городах и районах республики работают 185 отделений республиканских национально-культурных объединений. В республике существует такая уникальная организация, как Ассоциация молодежных национально-культурных объединений Удмуртской Республики «Вместе».
Основой развития некоммерческого сектора в Удмуртии должно стать решение следующих проблем:
• совершенствование нормативной правовой базы;
• содействие созданию в средствах массовой информации просветительских программ, отражающих позитивные процессы развития гражданского общества;
• создание условий для информирования граждан о деятельности общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
• формирование партнёрских отношений между органами власти, некоммерческими организациями и бизнесом;
• создание механизмов поддержки органами власти гражданских инициатив, привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных социальных услуг;
• развитие механизмов общественного контроля за деятельностью органов власти, внедрение в практику общественных обсуждений всех социально-значимых нормативных документов и других.
К 2025 году планируется увеличения числа некоммерческих организаций до 2638 единиц. Одними из значимых событий в некоммерческом секторе в 2016 году станет проведение конкурсов социально значимых проектов некоммерческих организаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ).
2. Агапова Т.А. Макроэкономика: учебник. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 560 c.
3. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Региональная экономика: учебник для вузов. – С.-П..: Питер, 2012. – 464 с.
4. Антипина О.Н. Макроэкономика: учебник. - М.: ДиС, 2012. - 496 c.
5. Басовский Л.Е. Макроэкономика: учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 202 c.
6. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. – М: Юрайт, 2013. - 496 c.
7. Воронин А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
8. Глушкова В.Г., Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. - М.: Кнорус, 2015. – 262 с.
9. Дмитриев Ю.А., Васильева Л.П. Региональная экономика. - М.: Кнорус, 2015. – 264 с.
10. Орешин В.П.Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2013. – 411 с.
11. Плисецкий Е.Л. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2015. – 445 с.
12. Угрюмова, А.А.Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2015. – 583 с.
13. Вдовина Г.К. Перспективы развития некоммерческого сектора экономики // Евразийский Союз Ученых. – 2015. - №10. – С.32-34.
14. Лебедева Л.Ю. Специфика и особенности некоммерческих организаций // Актуальные аспекты современной науки. – 2016. - №9. – С.56-58.
15. Литвинова Е.С. Роль некоммерческого сектора в формировании имиджа территории // Актуальные аспекты современной науки. – 2015. - №40. – С.74-80.
16. Министерство экономики Удмуртской республики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.udmurt.ru
17. Институт стратегии развития региона: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://strategy18.ru/nko
18. Федеральная служба статистики: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/region/
19. Сайт газеты «Аргументы и факты Удмуртии»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.udm.aif.ru/