Курсовая работа: Социально-экономическая политика государства (региона) в промышленности (35 стр.)
Содержание
Введение
1. Социально-экономическая политика РФ
1.1. Сущность, цели, задачи и основные направления социально-экономической политики РФ
1.2. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ
1.3. Организационно-экономические аспекты реализации социально-экономической политики РФ
2. Региональная социально-экономическая политика в области промышленности Удмуртской республики
2.1. Основные задачи социально-экономической политики в области промышленности
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области реализации социально-экономической политики региона
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе
2.4. Основные проблемы реализации социально-экономической политики региона и предложения по их решению
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования определяется специфическими условиями формирования и выполнения социально- экономической политики в России, и, в частности, обострившейся в настоящее время потребностью в наличии полноценной рыночной, денежно-кредитной и финансовой инфраструктуры, в формировании механизмов, обеспечивающих социальную ориентацию экономики. И настоящее время в стране сложились отдельные позитивные тенденции в развитии экономики и общества, проявляющиеся в следующем: политическая стабильность, относительный экономический рост, снижение процентной ставки по кредитам банков реальному сектору экономики, рост профессионализма предпринимателей и менеджеров, относительный рост денежных доходов населения.
Но при этом продолжают сохраняться такие негативные тенденции. Негативные тенденции со временем могут поглотить позитивные изменения в социально-экономическом развитии России. Поэтому необходим теоретический фундамент под возможные сценарии развития экономики и общества, опирающийся на глубинные исследования основ социально- экономической политики любого государства, многоаспсктность которого детерминируется цикличностью развития экономики и наличием в арсенале государств своевременных мер, инструментов, принципов, методов, способов и сценариев, направленных на реализацию национальных общественно-экономических преимуществ, на социальную ориентацию экономики.
Главной остается социально-экономическая политика, при помощи которой именно государство должно создавать условия для развития социальной сферы и экономики. При этом немаловажную роль играют различные ее формы, прямо или косвенно проявляющиеся в налогообложении, поддержке экспорта, валютном курсе, социальных трансфертах.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы.
Объекты исследования работы – Россия и Удмуртская республика, предмет исследования – социально-экономическая политика.
Цель работы – исследование социально-экономической политики на федеральном уровне в целом и региональном уровне в области промышленности.
Задачи работы:
• исследование теоретических аспектов социально-экономической политики РФ;
• исследование социально-экономического развития промышленности в УР;
• исследование проблем социально-экономического развития промышленности в УР и предложений по их решению.
Теоретическую и методическую базу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области федерального и регионального управления. При исследовании рассматриваемых проблем автор использовал нормативно-правовые документы.
Заключение
Социально-экономическое политика региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.
Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективы развития экономики Удмуртской Республики. Признанием успешности управления экономикой Удмуртской Республики, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательное повышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
В последующие годы необходимо обеспечить активизацию внутренних факторов развития экономики, а также конкурентоспособность за счет инвестиций в модернизацию производства и технологий, инноваций, снижения издержек производства, создания благоприятного инвестиционного климата, целенаправленной имиджевой политики Удмуртской Республики.
Вместе с тем имеется ряд основных проблем, решение которых даст положительный социально-экономический эффект.
Для решения данных проблем предусматривается работа по следующим приоритетным направлениям:
- переход от отраслевой промышленной политики к политике конкурентоспособной промышленности Удмуртской Республики в связи с однотипностью ключевых проблем, стоящих перед отраслями промышленности;
- создание высоконаучного производственного потенциала и наукоемкой экономики;
- переход на инновационный путь развития, включающий в себя: создание интегрированных структур;
развитие «новых» отраслей на базе перечня критических технологий в Удмуртской Республике;
- создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, для активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, для полного использования научно – технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий.
Список литературы
1. Попов С. А. Стратегическое управление регионами. М.: ИНФРА-М, 2008.-325 с.
2. Уткин Э.А. Региональное управление. - М.: Акалис, 2009.-402с.
3. Курс макэкономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. - ИНФРА-М, 2009.505с.
4. Основы макроэкономики / Под ред. Д. Д. Вачугова. М.: Высш. школа, 2008.-602с.
5. Управление регионом. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 2009.-376с.
6. Инвестиции. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М., 2008.-487с.
7. Финансовый менеджмент: Учебник / под ред. Поляка Г. Б. - М.: Экономика, 2008.-355с.
8. Экономика регионов: Учебник / под ред. Швандара В.А. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2008.-567с.
9. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В.Экономический анализ. Учебник для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2009.-633с.
10. Экономика регионов /Под ред. Е.Л. Кантора. - СПБ.: Питер, 2009.-562с.
11. Маркин Ю.П. Анализ регионов РФ //М: Финансы и статистика, 2010.-№7.-198с.
12. Скобин Ю. Б., Скобин И. Ю. Инвестиции в регионе. // Маркетинг в России и за рубежом. 2010.-№9.-123с.
13. Иванов А.Е. Регионы России. //Российский экономический журнал.-2010.- №13.-101с.
14. Глазова Е. Проблема развития регионов России.// ЭЖ.- 2010.- №17.-110с.
15. Портал Минэкономразвития России http://www.economy.gov.ru
16. Портал Министерства промышленности и энергетики Удмуртской Республики http://udm-mpt.ru/